В
2018 – начале 2020 гг. на одном из сайтов интернет аукционов была выставлена на
продажу фотография: «Вид с. Поречья. Ярос. Колокольня и храм Апп. Петра и
Павла. 28 января 1900 года». Такая подпись имелась по нижнему краю
фотографии, на паспарту. Размеры: 20х27 см. Бумага, картон, фотопечать. Штамп
на обороте свидетельствовал о фотографе Николае Васильевиче Ласкине.
Фотография уникальна тем, что ранее такой, зимний, вид храмового комплекса и
центральной торговой площади села был не известен. Очевидно, это частный
снимок. Более того, снимок подписанный и датированный.
В
мае 2020 г. данную фотографию приобрел генеральный директор гостиничного комплекса «Усадьба Плешанова» Иван Николаевич Синюшкин, ценитель старины,
создатель музея при данной гостинице. С его разрешения фотография была
отсканирована в музее-заповеднике «Ростовский кремль». Ее оригинал ныне
хранится в музее «Усадьба Плешанова». Благодарю Ивана Николаевича за
предоставленную возможность отсканировать снимок для изучения.
На
фотографии меня привлек вид никитской колокольни. Точнее одна деталь.
Рассмотрим его. Колокольня выкрашена или побелена в два цвета: белый – основной
и желтый, которым выкрашены колонны и полуколонны, пилястры и лопатки.
Отдельные фрагменты старой побелки двух цветов и ныне присутствуют на внешнем
фасаде колокольни. Важно, что над белокаменным круглым карнизом между вторым и
третьим ярусами, ниже площадки основного звона есть неглубокие ниши со всех
четырех сторон. На фотографии Ласкина января 1900 г. в видимой, северной нише присутствует
балюстрада, которая хорошо
выделяется на белом, основном цвете побелки гораздо более темным цветом и
характерными формами.
На
более ранней фотографии И.Ф. Барщевского конца 1870 – начала 1880 гг. из
собрания музея-заповедника «Ростовский кремль», колокольня также побелена в два
цвета: белый и желтый. В северной нише поверхность не гладкая, а производит
впечатление, что там утрачены, срублены лепные элементы. Мы можем сейчас только
предположить, что первоначально это была лепная балюстрада. К 1870-м гг. она была
практически утрачена, а к 1900 г., воссоздана в технике настенной росписи.
Такова наша гипотеза.
После
1900 г., при последующих ремонтах колокольни и ее побелки полностью в белый
цвет, балюстрада, как элемент декоративного убранства не возобновлялась, была
утрачена. Об этом свидетельствуют открытки, изданные Д.А. Ивановым после 1900
г. и в 1914 г. На его открытках вся колокольня белого цвета и данные северные ниши,
где располагалась балюстрада – гладкие, белые. Тоже мы видим и на фотографии
С.Ф. Агафонова, сделанные в январе 1930 г. при закрытии храмов.
Современные фотографии данных ниш свидетельствуют о том, что их внутренняя
поверхность гладкая и несет лишь остатки старой известковой штукатурки.
Какой
была данная балюстрада, попавшая на снимок 28 января 1900 г.? Ответ могут дать
только архивные документы по строительству и ремонту колокольни в XIX в.,
если они со временем будут обнаружены.
Источники:
ГМЗРК (Государственный
музей-заповедник «Ростовский кремль») ФТ-4001. Вид села Поречья. БарщевскийИ.Ф. Кон. 1870- начало 1880 гг.
ГМЗРК ФТ-3979.
Окрестности Ростова Великого. Церкви в с. Поречье. Колокольня вышиною 44
сажени. Издание Д.А. Иванова. Начало XX в.
ГМЗРК. ФТ-7299. Окрестности
Ростова Великого. Село Поречье. Издание Д.А. Иванова. 1914 г.
Вид села Поречья. Барщевский И.Ф. Кон. 1870- начало 1880 гг. |
Агафонов С.Ф. Колокольня Никитской церкви села Поречья. 1930 г. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий