вторник, 28 февраля 2017 г.

Контракты поставки с Ростовской ярмарки коровьего масла для Балтийского флота, 1805 г.


Продовольственное снабжение, рацион питания, порядок приготовления пищи в Русском военном флоте в XVIII в. определялся Уставом Морским, введенным в действие в 1720 г. и подтвержденным в 1763 г. Вопросам рациона, приготовления пищи в этом источнике отведена Глава III, Книги IV.
Из месячного рациона продуктов, включавшего в себя говядину, свинину, крупы, сухари, горох, пиво, водку, уксус и соль на одного моряка рядового состава полагалось кроме перечисленных продуктов и 2 кг. 460 гр. масла сливочного, чаще всего коровьего, которое обычно шло для приготовления каши.
Поставка в казну провианта для армии и флота в конце XVIII – начала XIX в., для отпуска продуктов личному составу по казенной раскладке осуществлялась через контрагентов и комиссионеров, как правило лиц дворянского сословия, посылаемых от комиссариата Государственной Адмиралтейств-коллегии, который заведовал всем снабжением флота, раздачей жалования, приготовлением мундира, денежными и провиантскими доходами и расходами, покупками, подрядами (кроме леса), заготовкой материалов и финансовой отчетностью. Отметим, что в 1802 г.  Государственная Адмиралтейств-коллегия вошла в состав Морского министерства.
Договора, отложившиеся в маклерских книгах города Ростова конца XVIII – начала XIX в. свидетельствуют, что одним из мест закупки провианта для вооруженных сил являлась Ростовская ярмарка, проходившая в первые две, а иногда три недели Великого поста, в конце февраля – начале марта. Рассмотрим несколько таких договоров, следующих в названном источнике друг за другом.
2 марта 1805 г. был заключен договор между ростовским 3-й гильдии купцом Иваном Алексеевичем Лосевым и комиссионером флота Государственной Адмиралтейств-коллегии капитан лейтенантом Клавером. Текст изложен от имени Лосева. Купец Лосев продал комиссионеру Клаверу в казну, для Балтийского флота, масла коровьего 500 пудов [все суммы в договорах указаны прописью, - А.М.]. По условиям сделки комиссионер принимал масло в Петербурге, на мытном дворе, или от самого купца, или от кого им будет приказано. Масло должно было поступить «все желтое, чистое, без всякой примеси», то есть высокого качества. В том числе 150 пудов масла в бочках, также «все желтое и хорошей доброты». По, цене стороны договорились, что Лосев получит от Клавера за каждый пуд по 10 рублей 75 копеек. Деньги купец получал все сполна, при заключении контракта. В залог, Лосев собственный свой каменный дом, стоящий в городе Ростове.
В тот же день, 2 марта 1805 г. контракт от ростовского купца Ивана Алексеевича Лосева и капитан лейтенанта Клавера был в Ростове у маклерских дел явлен и в книгу под №34 записан маклером Алексеем Приваловым. Ниже, под текстом договора, более темными чернилами следуют подписи сторон: «Подлинный контракт ростовский купец Иван Алексеев Лосев явил и расписался. Подлинный контракт получил флота капитан [слово капитан приписано сверху – А.М.] лейтенант Клавер».
Вслед за рассмотренным контрактом, 2 марта в маклерской книге, под №39, записан договор, заключенный 22 февраля 1805 г. между тем же комиссионером флота, капитаном лейтенантом Клавером и крестьянами Тверской губернии. Контракт изложен от имени двух групп владельческих крестьян. Первая группа - Прокопий Иванов, Григорий Прокопьев, Никон Никитин происходили из Вышне-Волоцкого уезда, вотчины генерал-майора Александра Петровича Ермолаева. Вторая небольшая группа крестьян – Алексей Галактионов с братом, из Тверского уезда, вотчины госпожи статской советницы Авдотьи Дяковой, деревни Лемоса(?). Согласно условиям договора, крестьяне подрядились у Клавера отвезти на собственных своих лошадях и санях от Ростова до Санкт-Петербурга масло коровье, купленное в казну, для Балтийского флота, всего весом 481 пуд 7 фунтов. Сдать масло в Санкт-Петербурге крестьяне должны были в провиантские магазины, в целости, как приняли. При начавшемся весеннем распутье, извозчики были обязаны перегрузить масло на телеги и доставить во время, Дорогой никаких простоев не делать. Непременным условием для извозчиков являлось обязательство стараться беречь товар во время перевозки от пожара, «так и от всякого могущего повстречаться вреда».
Далее в тексте документа обговорена цена доставки. За каждый пуд крестьяне получали с Клавера по 82 копейки, что в сумме составляло 394 рубля 56 копеек. Две трети суммы крестьяне получали в Ростове, а именно 263 рубля 4 копейки. Остальные 131 рубль 52 копейки им следовало получить в Петербурге [написано в Петербхе – очевидная ошибка в тексте документа, - А.М.]. При благополучной сдаче масла. По прибытии в столицу извозчики могли масло сразу не сдать. Поэтому специально оговаривалось, что груз принимался у них не позднее, чем как в двое суток, которые не считались простоем, за который нельзя было требовать с комиссионера оплаты.
Ниже в тексте оговаривались возможные «несчастья» в пути, при падеже лошадей и при срыве поставки во время. В таком случае Клавер был волен нанять за счет подрядившихся крестьян других извозчиков. В залог крестьяне предоставили собственных своих лошадей в возах и третью часть той рядной цены которая оставалась к выплате за комиссионером.
К договору как за себя, так и за упомянутых крестьян, за неумением их грамоте, по их же прошению, расписался крестьянин деревни Белого омута Никон Никитин.
На следующий день, 3 марта 1805 г. также две группы крестьян, владельческих и казенных, заключили договор с Государственной адмиралтейств коллегии комиссионером флота, капитан лейтенантом Клавером. Текст изложен от имени крестьян. В первой группе крестьяне Тверской губернии и того же уезда, вотчины госпожи, статской советницы Авдотьи Дяковой, деревни Большого Перехода крестьяне Андрей Исаев, Мокей Никитин, Егор Семеонов. Во второй - Тверского уезда, казенной, третьей, Прибытковской волости, деревни Ведерни, крестьяне Ефрем Семенов, Ефим Сергеев. Всего, как указано в договоре 5 человек, которые подрядились «свезти на собственных своих лошадях и санях от города Ростова до Санкт-Петербурга масло коровье, купленное в казну для Балтийского флота». Всего 559 пудов 10 фунтов, которые требовалось сдать в Санкт-Петербургские провиантские магазины в целости, как и приняли. Ниже, подобно предыдущему договору обговаривалось возмещение за возможные «несчастья» с провиантом во время пути. Здесь же, в отличие от предыдущего договора, указан точный срок доставки масла в Петербург: не позже 25 числа марта-месяца.
Следующий раздел в тексте документа: цена доставки. Крестьяне «порядили»  с Клавером за 480 пудов 10 фунтов - по 82 копейки с пуда, а за 70 пудов по 75 копеек с пуда, что в сумме составляло 460 рублей 68 копеек. Аналогично условиям предыдущего документа, две трети денег крестьяне получали от комиссионера в Ростове, то есть 307 рублей 12 копеек. Остальные 153 рубля 56 копеек они получали в Санкт-Петербурге, после благополучной сдачи масла. Также, на прием от перевозчиков провианта, согласно условиям, отводилось двое суток. В залог крестьяне предоставили собственных своих лошадей в возах и третью часть «рядной цены» которая оставалась за Клавером. За вышеупомянутых крестьян по их неграмотности и по их же прошению расписался крестьянин Ростовского уезда, экономического ведомства, Годеновской волости, села Спас-Городца, деревни Омачкина Михайло Гаврилов. Тогда же, 3 марта 1805 г. рассмотренный договор был от крестьян и комиссионера, капитан лейтенанта Клавера в Ростове у маклерских дел явлен и в книгу под №36 записан маклером Алексеем Приваловым.
Таким образом, рассмотренные договоры и контракт свидетельствуют о том, что в Ростове, на Ростовской ярмарке, в то время третьей в России по оборотам после Макарьевской и Ирбитской, закупались значительные партии коровьего масла для Балтийского флота. Первый контракт Государственной адмиралтейств коллегии комиссионером флота, капитан лейтенантом Клавером был заключен непосредственно представителем ростовского купечества, купцом 3 гильдии И.А. Лосевым и предполагал доставку масла Лосевым в столицу. Последующие договоры Клавера с крестьянами Тверской губернии раскрывают условия перевозки закупленного на ярмарке масла в Санкт-Петербургские провиантские магазины. Всего же по трем договорам, комиссионер, капитан лейтенант Клавер поставил для Балтийского флота 1540 пудов 17 фунтов, по цене (Лосева) 10 рублей 75 копеек за пуд, на сумму 16 556 рублей 82 копейки. Перевозка от Ростова до Петербурга обошлась от 75 до 82 копеек за пуд, то есть в 1258 рублей. Во всех случаях, как это было тогда принято при поставке в казну провианта, комиссионеру другой стороной были предоставлены залоги: каменный купеческий дом, лошади с возами и третья часть договорной за провоз цены.
Литература и источники:
Ю. Веремеев. Продовольственное снабжение в Русском Флоте в XVIII веке // Сайт: Юрий Веремеев. Анатомия армии http://army.armor.kiev.ua/hist/prod-snab-XVIII.shtml
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3357.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...