среда, 6 мая 2015 г.

Широкова Екатерина Степановна: из воспоминаний о войне

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Екатерина Широкова, 1945 г.
Широкова Екатерина Степановна родилась 8 ноября в 1923 г. в рабочем посёлке Пильне Горьковской области.
- В 1941 г. я окончила 10 классов Пильменской средней школы. 18 июня у наших десятых классов был выпускной вечер, где нам вручали аттестаты об окончании школы. Сколько надежд было у нас, выпускников. Какие интересные мечты вынашивали мы! 19, 20, 21 июня бегали за справками, проходили медкомиссию, готовили документы для поступления в институт.
А в выходной воскресный день 22 июня 1941 г. мы услышали сообщение о нападении фашисткой Германии на Советский Союз. Сразу пришли новые заботы. Родные и близкие мне люди уезжали на фронт. В 1941 г. ушёл на фронт мой брат, а затем отец. А осенью 1941 г. я была мобилизована на трудовой фронт. Вместе с подругами я рыла укрепления, (противотанковые рвы) в 30 км от дома на территории своего района.
9 апреля 1942 г. по второй мобилизации девушек была направлена в действующую армию. Карантин (месяц обучения) мы проходили в городе Горьком. Это был год, когда вражеские самолёты почти каждую ночь летали в наш тыл бомбить промышленные города. Поэтому и в Горьком ночные тревоги были частыми. После карантина нашу роту отправили в г. Киров, где мы начали изучать боевую технику и выполнять задания. В это время я находилась в прожекторном расчёте и выполняла обязанности тракториста 2 – го номера. Моя обязанность сводилась к тому, чтобы лучом прожектора отыскать в небе вражеский самолёт и вести его в лучах света, пока он не будет сбит. Прожекторный расчёт состоял из 5 человек. В него входили» командир расчёта, шофёр, его помощник и 2 прожектора.
Ночные тревоги были часто, но вражеским самолётам сбросить свой груз на охраняемый нами объект не удавалось. Правда, фашистские самолёты один раз прилетали днём, но, к счастью, бомбы, сброшенные врагом, упали в реку Клязьму, а часть бомб упала на берегу реки.
В 1944 г. наш артиллерийский дивизион отправился на Запад, вслед за наступающими частями Советской Армии. В местечке Пылова (Эстония) нам пришлось испытать боевое крещение. Ночью на нашу дивизию были сброшены с немецких самолётов бомбы. Многие были покалечены и убиты. К счастью, нам удалось укрыться в землянке. До конца войны, кроме Эстонии, мы побывали в г. Тарту, г. Пярну, а затем на территории Германии (Восточной Пруссии).
Здесь наша часть принимала участие в освобождении г. Кенигсберга (теперь Калининграда). Награждена за это медалью «За взятие Кенигсберга».
Здесь, на территории Германии, мы узнали об окончании войны. Демобилизовалась из армии в октябре 1945 г. после расформирования части и сдачи всей документации».
В моих воспоминаниях нет ярких боевых эпизодов, грудь мою не украшают боевые ордена, но, сколько нас таких участников войны, фронта и тыла. Кто честно выполнял свой гражданский долг. Мы делали то, что от нас требовали, шли туда, где были нужны.
После окончания войны я работала в аппарате райкома комсомола, райкома партии. Окончила партийную школу в 1949 г., а затем заочно поступила в Ярославский педагогический институт имени К.Д. Ушинского, работала директором Лазарцевской восьмилетней школы.
___
Воспоминания Широковой Екатерины Степановны хранятся в архивном собрании ГМЗ «Ростовский кремль» // ГМЗРК. Д. 1077. С. 87.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...