Попыталась найти свою корреспонденцию о Митрополичьем саде, о садовых делах вообще в Ростовском кремле, о планах по насаждению исторических роз, - помню, что было на старой сайте. Не нашла, видимо, ушло в историю, - не вспомнивши даты публикации, наверное, уже и не набрести(( Не удалось - но ощущения таки вспомнились, когда пересмотрела фотографии кремля и сада, когда делала перепосты для непонятно какого нового явления в интернет-жизни - постила.ру (которая, как понимаю, есть калька с пинтереста - фейсбука для дам)))
Да, искала публикацию - чтоб вспомнить настроение, в которое меня ввела работа над тем материалом. Было тогда все такое поздне-весеннее, природа жила и расцветала, бело-розовые яблони источали свет и аромат. И среди всего этого майского буйства ходила Люция Никифорова.
На базе моего начально-ботанического латинского произведу ее имя от слова свет.
Сфотографировать ее трудно - смущается и убегает. Только вот так подкрасться - и запечатлеть во время рабочего процесса. Люда Манатова подтвердит - уговорить Люцию на съемку сложно. Хотя, как наблюдала не раз, перед камерой ведет себя наша садовница хорошо, говорит умно и взвешенно. А как иначе - если садовница музейная призвана работать не только руками, но и головой. Заведующая садово-парковым сектором - так должность называется. И под эту должность обязанностей - пропасть, в том числе и исследовательские, организаторские.
С Люцией очень интересно говорить в саду. Темы растут вокруг - окликаясь на один мой вопрос по частному поводу (скажем, а почему это на листьях липы такой странный налет, интересуюсь я), она выкладывает мимоходом ценнейшую информацию о начинающих реализовываться планах по планировке аптекарского огорода, ожидающихся посадках плодовых деревьев, кормушках для птиц - чтобы на яблонях и грушах не использовать ядохимикаты для уничтожения гусениц, птицы сад спасут... Тут же рассказывает о том, какие сведения отыскала в книгах, что привезла нового и интересного с конференции, какие полезные контакты установила с коллегами - садовниками, ландшафтниками.
Оценку работы Люции дает не работодатель, а сад, за которым она каждодневно наблюдает. Даже сейчас, в темные ноябрьские дни, в сад иногда заглядывает солнце небесное. И - Люция, чье имя я уже соединила со "светом"))
О, вспомнила еще одну свою статью про Люцию! Это я тогда писала, когда на сады напала бабочка боярышница со своими страшными гусеницами!
Нашла то свое произведение.
Ростовский кремль: в музее и цветник - экспозиция
Любовь Мельник
«Это же просто рай!» – восклицает дама лет шестидесяти, вступая в пределы Митрополичьего сада Ростовского кремля. Сад – в цвету, сад – бело-розовый. Отъединенный от города и кремля высокими стенами, он сохраняет тишину, тепло, аромат. Это даже не то, что называют микроклиматом, это – микромир. Попадая сюда из городского шума, из суеты главного двора кремля, редко кто не ощутит в себе хоть мгновенного восторга. Вот это самое: «Это ж просто рай!».
Я описала майское наблюдение, сейчас сад иной – он темно-зелен, он рождает урожай. Среди листвы светлеют крохотные грушки и яблочки. Краем глаза замечаешь людей в рабочей форме – сад требует к себе внимания, необходимы обрезка крон деревьев, борьба с вредителями, уход за газонами... Да, чтобы поддерживать благополучие сада, требуются немалые силы и время, не говоря уж об умениях, знаниях и преданности делу. Над этим трудится в музее целое подразделение, руководимое главным архитектором музея Игорем Евгеньевичем Отрешко и заведующей садово-парковым отделом Люцией Витальевной Никифоровой.
По сравнению с Митрополичьим садом главный двор кремля – шумен и суетлив. Насаждения здесь тоже ухожены, рабочий люд над поддержанием их в должном состоянии трудится каждодневно. Полив цветущих растений и газонов, удаление и замена поврежденных растений (печально, но естественно при таком потоке туристов) – это приходится делать изо дня в день.
Однако зеленый убор главного двора не столь гармоничен, как сад в Григорьевском затворе. Не кажется обоснованным ни рельеф местности, ни набор древесных насаждений, нет стилевого единства.
Заместитель директора музея по науке С.В. Сазонов согласен с этими моими сомнениями:
«Кремль, конечно, – памятник всемирного значения, хрестоматийный памятник. Реставрации второй половины XIX, середины XX в. привели ансамбль в вид, близкий к первоначальному. Постоянные ремонтно-реставрационные работы позволяют поддерживать архитектурный комплекс в состоянии достаточно благополучном. Но такой памятник нельзя воспринимать отдельно от окружения, от ландшафта. И ландшафт, это природно-территориальное обрамление для архитектуры, должен с памятниками гармонировать».
Сергей Вячеславович напоминает мне о тех подступах к решению проблем ландшафтного дизайна кремля, которые делались еще В.А. Кимом – в конце XX века:
«Тогда снимали грунт. Делалось это, как видите, локально. И это был не ландшафтный дизайн, не продуманная деятельность по планировке территории, а именно выемка грунта. Конечно, так решили тогда некоторые инженерные проблемы. Но это следовало делать вкупе с масштабными археологическими исследованиями. Следовало бы выполнить выравнивание уровня, планировку, организацию насаждений. Так, как сделано это в Митрополичьем саду – там по проекту А.Г. Мельника реконструирован сад конца XVII в.
Здесь подобные работы еще предстоят. Конечно, мы не планируем одним махом снимать грунт, пилить деревья. Это неприемлемо уже потому, что музей остается музеем, и туристы едут сюда не размах бульдозерных работ наблюдать, а встретиться с эталонным памятником древнерусского зодчества».
И.Е. Отрешко объяснил мне в деталях намеченные к реализации принципы благоустройства главного двора кремля:
«Ростовцы, даже те, кто нечасто бывает в кремле, замечают, как в последние полтора года меняется главный двор. Постепенно удаляются те древесные породы, что не соответствуют памятнику либо несут угрозу древним стенам. Речь, конечно, о тех елях, что росли вдоль северной стены.
Планируется заменить яблонями ивы около пруда на центральном дворе. Яблони соответствуют начальному назначению этого сада, кроме того, они декоративны и в период цветения, и в период плодоношения.
В ближайшее время на новое местожительство переедет огромный куст сирени...».
- Вот этот куст, что растет перед прудом? – уточняю я. – Как жаль! Впрочем...
«Да, «впрочем». Очевидно же: он заслоняет для входящих главный двор. Вспомните, Митрополичий сад сразу открывается для входящего в него, панораму вмиг охватываешь взглядом. А здесь входящий видит первым делом церковь Одигитрии, вторым – этот куст.
Беда в том, что эта сирень уже исчерпала свои возможности. Есть такое понятие – «вырождение». Сирень выродилась, цветы мелкие, борьба с корневыми побегами идет непрестанная и безуспешная . Большую часть сезона этот куст просто не декоративен. Растение, конечно, не погибнет – мы пересаживаем сирень к Детскому центру на Окружной. Там, в рамках городской усадьбы, после омолаживающей обрезки, она будет более чем уместна.
А здесь мы разместим розы. В Подмосковье, в Солнечногорске, есть питомник почвопокровных роз. Может, приходилось слышать – питомник Уколова? Среди прочего там выращиваются и так называемые исторические розы. Вот такие-то растения мы и закупили для главного двора.
Розарий в кремле станет своеобразным экспонатом – мы получаем возможность знакомить посетителей с историческими традициями садово-паркового искусства. Эти розы, кстати, не требуют укрытия на зиму, очень декоративны, они – повторного цветения...».
«Понятно, что посетители музея высоко ценят зеленое убранство кремля, - отмечает С.В. Сазонов. – Это такой контраст с миром внешним, городским кружением, особенно сейчас, когда везде идет ремонт, когда вырубают деревья. Но цель музея – не только и не столько развлечь посетителя. Вообще назначение музеев – выявление, изучение и пропаганда памятников культуры. Реконструкция исторических садов и парков имеет тот же смысл.
Например, на той территории Митрополичьего сада, что добавилась к нему в XVIII в., мы намерены устроить так называемый Аптекарский огород. Уверен, это вызовет очень живой интерес и горожан, и приезжих туристов. Реконструкция цветников, создание клумб и газонов в соответствии с российскими традициями, со стилем архитектурного комплекса Ростовского кремля – тоже работает на эту цель».
...Ну что ж, при всей моей любви к сирени, я теперь с нетерпением жду – когда музей реализует намеченное. И на музейном главном дворе расцветут уколовские исторические розы.
Кстати, слышать мне про питомник Уколова приходилось, а после разговора с И.Е. Отрешко в интернете нашла сайт. Если кто интересуется, посмотрите и вы: rusrosa.ru. Впечатление на меня увиденное там произвело отрадное – особенно после печальных рассказов друзей и знакомых, как они пытались вырастить розу из черенков, оставшихся от букетов.
А также: http://rostland.blogspot.ru/2013/04/blog-post_27.html Они молодцы.
ОтветитьУдалить