Евангелие. Литва, Вильно, типография
Мамоничей, 17. 07. 1600 г .
Инв. Ц-4988
Размеры: 30,5 х 20 х 7,5 см .
Материал: бумага вержированная, краска
типографская, дерево, ткань.
Техника: печать типографская в две
краски, переплёт, чеканка, литьё.
Гравюры:4 евангелиста, символ распятия.
Орнамент: заставок 11 с 10 досок; концовок 2 с 2 досок; инициалов 4 с 4 досок; рамки на полях 16 с 9 досок.
Орнамент: заставок 11 с 10 досок; концовок 2 с 2 досок; инициалов 4 с 4 досок; рамки на полях 16 с 9 досок.
Сохранность: бумага многих листов
пожелтела, в пятнах от затёков сырости и немногочисленных пятнах воска, многие
листы с утратами правого нижнего угла. Многие листы реставрированы бумагой XIX
в.: срезаны и подклеены фрагменты правого и нижнего полей, текст дописан
полууставом, копирующим шрифт книги, в два цвета; той же бумагой подклеена
гравюра, утраченные части рисунка неумело дорисованы; последний лист книги наклеен
на предыдущий.
Переплёт: XIX века – доски
в коже, поволоченные фабричной цветной тканью; на верхней крышке четыре
металлических наугольника с изображением евангелистов (чекан, высокий рельеф) и
средник – Христос на кресте с орудиями страстей (литье с чеканом); две поздние
застежки желтого металла с растительным орнаментом; обрез окрашен.
Записи: на обклейке верхней крышки
наклеен листок бумаги с текстом: “Евангелiе сiе (1717 года), доставшееся мне
отъ г. Лопатина, купившаго оное у наследниковъ Ростовскаго гражданина … –
собирателя древностей, приношу въ даръ Белой палате предназначенной для музея
древностей въ знаменательный день ея освященiя, 28 окт. 1883 г ., г. Ярославля,
Духовской церкви священникъ Александръ Тальянцев”. Вверху листа вписан № 42
(очевидно, РМЦД). По л. 2–16 (2-го сч.) мелким профессиональным полууставом,
начало записи выцвело, срезано: “Лета 71??... сия книга глаголемая Еvангелие
дали в Костромскоi уездъ в чюдотворцову Алексееву вотчiну в погостъ в Шунгу в
домъ Покрову пречистые Богородицы i верховным апостоломъ Петру i Павлу Чюдова
монастыря архима[нд]рит Аврамеиi1
з братьею из монастырские казны в векъ, без выносу. Подписал по прикаsу
Богдашко Алексеевъ”.
Поступила: 28. 10. 1883 г . от А. Тальянцева.
1
Авраамий – архимандрит московского Чудова монастыря в 1612-1619 годах. (см.
Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. СП-б.,
1877. Стб. 163); к тому же времени должна быть отнесена и запись.
Примечание. Как видим, у нашего
экземпляра интересная судьба: он был издан в 1600 г . в Вильно (Литва),
через некоторое время архимандритом московского Чудова монастыря Авраамием «з
братьею» был вложен в Костромской уезд, спустя ещё какое-то время (в XVIII веке?) он оказался в
руках ростовского гражданина, собирателя древностей, затем через некоего господина
Лопатина у священника ярославской Духовской церкви Александра Тальянцева – он
преподнёс книгу в дар Ростовскому музею древностей, можно сказать, в день его
рождения (между прочим ещё за год до известного распоряжения
Ярославо-Ростовского архиепископа Ионафана). В этом музее книга до сих пор и
хранится, и не только хранится: она недавно экспонировалась на выставке
«Кириллические книги XVI-XVII веков из собрания ГМЗ
«Ростовский кремль» в мае-июле 2012
г . Для нас этот экземпляр важен не только как памятник
культуры XVI века, но и
как книга, заложившая основу музейной коллекции кириллических книг.
Литература: Кириллические издания
Ростово-Ярославской земли 1493-1652 гг. Каталог под редакцией И.В. Поздеевой.
Ростов-Ярославль, 2004. Кат. № 47, с. 69.
Красивая штука!
ОтветитьУдалитьНебось, в Москву с литвинами приехала.