среда, 26 августа 2020 г.

Записки о. Александра Парфенова: Ростовское княжество

Княжество Ростовское, денга 1410-1420 гг.

В 2015 году на берегу озера воздвигли большой гранитный крест с необычной стилистикой, трудно вписывающейся в городскую среду. Памятник призван указать место крещения ростовцев при князе Владимире Святославовиче. В ранних летописях рассказа об этом совсем нет. Также отрывочны данные XI века, которые указывают на существование в Ростове княжеского стола и погостов (место сбора дани) на Ростовской земле. Выясняется такая преемственность.
Сначала ростовский стол получает князь Ярослав и след его княжения навсегда остается в имени основанного им города Ярославля. Затем ростовский стол получает святой князь Борис. После мученической кончины ростовский стол получает сын Ярослава Всеволод Ярославич. Сам он княжит на богатом столе в Переславле-Южном и летописи ни разу не говорят о его приезде в Ростов. Сыном князя Всеволода был князь Владимир «Мономах». В своем поучении князь Владимир рассказал, как отец отправил в его в Ростов еще ребенком. Скорее всего он прятал его здесь от княжеских междоусобиц.
Первыми, кто более или менее постоянно жил на Ростовской земле были сын и внук Владимира Мономаха, соответственно Юрий Владимирович «Долгорукий» и Андрей Юрьевич «Боголюбский». Вероятно, оба не любили Ростов, так как в нашем городе сложилось самоуправление, были сильны местные боярские роды. Новыми столицами стали Владимир и Суздаль, а ростовский стол стал восприниматься как один из уделов нового княжества.
Младший сын Юрия Долгорукого, князь Всеволод «Большое гнездо» передал ростовский удел старшему сыну Константину. Противоречия между старым Ростовом и усилившимся Владимиром-на-Клязьме выразились в очередной схватке между ними в битве на реке Липице в 1216 году. После, из ростовского удела сложилось Ростовское княжество и первым на его столе стал Василько Константинович. Он и его потомки не претендовали на Великое Владимирское княжение, как никто из князей владимирских не мог посадить на ростовское княжество никого кроме потомков князя Василька.
В общих чертах княжество занимало территорию нынешнего Ростовского и Борисоглебского районов, однако в состав княжества входили города и земли на севере, такие как Белозерск и Великий Устюг. Василько Константинович был захвачен в плен 4 марта 1238 года в битве с монголо-татарами на реке Сить. Отказавшись служить завоевателям, он был казнен и впоследствии, прославлен в лике святых. На ростовском столе стала править его вдова, княгиня Марья Михайловна с двумя малолетними сыновьями, князьями Борисом и Глебом Васильковичами. Как обычно, доходы княжеского стола были разделены, и, возможно, что возникли предпосылки для разделения Ростова на две «половины» и на две княжеские династии.
Внуки князя Василька и княгини Марии плохо жили друг с другом, покушаясь на большее количество земли и власти. Они звали в союзники кого-либо из князей, которые в свою очередь враждовали за великокняжеский престол. Так терялось многое. Например, ростовский князь Дмитрий Борисович выдал за тверского князя свою дочь Анну и таким образом закрепил Кашин за Тверью в качестве приданного. Матримониальная связь с князем Даниилом Московским стоила одной из половин Ростовского княжества. Вот так описаны в житие Преподобного Сергия Радонежского взаимоотношения с Москвой, растущим политическим центром:
«Приехали московские воеводы Мина и Кочев, многих ростовских бояр избили и ограбили, а ростовского епарха Аверкия повесили вниз головой».
Две династии ростовских князей сохранили свои права суда и воинского руководства, даже чеканили время от времени свою монету, но уже никогда не выходили из-под верховной власти Великого князя. Однажды, в 1360 году при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче (будущем Донском) попробовал выйти из подчинения князь Константин III, но в конце концов был выслан в «Ростовщину», получил там скромный Шелешпанский удел. Верно служа Москве погиб на Куликовом поле ростовский князь Андрей Федорович.
Великий князь владимирский и московский Иван III силой захватил Новгородскую землю. Тем или иным путем присоединяются к Московскому государству Рязанское, Тверское и Ярославское княжество. В такой обстановке князья ростовские совершили сделку. Княжеские права на бывшую в их руках половину Ростова они уступили Ивану III за десять тысяч рублей. После этого князь московский передал ростовский удел во владение своей матери. Так Ростов стал дворцовым городом, а история ростовского княжества завершилась. Князья сохранили только княжеский титул и прибавку «Ростовский» к с своей фамилии.
о. Александр Парфенов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Договор о постое светлейшей княгини Екатерины Николаевны Меншиковой в доме ростовского купца Пятунина 1815 года

Как известно, музей ростовского купечества расположен в городской купеческой усадьбе конца XVIII — начала XX века. С 1835 по 1917 годы усадь...