четверг, 4 декабря 2014 г.

Герой войны 1914-1918 гг. ростовец Дормаков Матвей Петрович

О своем деде, Дормакове Матвее Петровиче рассказывает писатель города Ростова Николай Сергеевич Дормаков:

- Мой дед, Дормаков Матвей Петрович, 1884 г. рождения. Родился в Ростовском уезде, в деревне Новосёлки Пеньковские, одноименной волости, сейчас - Фатьяновского сельсовета. В 10 лет был отпущен отцом «на вольные хлеба»: поводырем у группы слепых, которые ходили по всей губернии и питались подаянием. Через год вернулся домой в семью, где и жил до женитьбы. В начале XX века дед переехал в Ростов, где ему, отец его, Дopмаков Пётр Фёдорович, купил дом, в котором он и поселился со всей своей семьёй. Сейчас на месте этого дома, по адресу ул. Карла Маркса, дом 24, находится кафе «Пельменная».
К началу Первой Мировой войны у него с моей бабушкой, его женой, Дормаковой (Лари ной до замужества) Ириной Сергеевной, уже родилось шесть детей: четыре мальчика - Николай, Алексей, Александр, Иван и две дочери - Варвара и Елена, которая родилась 18 мая 1914 г. Дед служил в пожарной команде города, в чине брандмайора. Потом открыл своё маленькое дело: организовал жестяно-кровельную артель. Осенью 1914 г. деда мобилизовали в армию. В чине унтер офицера он ушел на фронт. На фронте дед воевал до 1916 г., когда попал в плен. О войне дед рассказывать не любил.
После освобождения из плена в 1918 г. он возвращается в Ростов к семье. Мастеровой с молодости, дед снова организовал артель жестянщиков и занимался, сейчас бы сказали «малым бизнесом». У него родились ещё трое детей: дочери Наталья и Нина, сын Сергей (мой отец). Дед со своей артелью занимался жестяно-кровельными работами. Крыл крыши в Ростове, брал большие подряды: клепал технологические ёмкости, котлы обогрева и монтаж высотных сооружений, таких как заводские и фабричные трубы, содержал в достатке свою большую семью, помогал своим близким и дальним родственникам.
Годы репрессий затронули и его, но каким-то чудом приговорённого к расстрелу деда, вы пустили. По воспоминаниям бабушки: - «Деда забрали, но он передал записку, продавай корову и езжай в Москву к Калинину». Так бабушка и сделала. Она добилась встречи с Калининым и по возвращении из Москвы домой, в скорости выпустили и деда. Хотя провели по улицам города с дощечкой на шее, где было написано – «Враг народа».
Дед был не высокого роста, но кряжистый, сильный. И частенько, когда он выпивал стопку-другую, говорил, что на ярмарке даже боролся с самим Иваном Поддубным и не проиграл ему, а на мизинце мог поднять пудовую гирю несколько раз.
Уже в возрасте сидя на стуле у окошка и поглядывая на улицу, часто встречал знакомых и друзей. Я сам помню, как проходящие мимо окна снимали картузы и говорили:- «Здравия желаю, Матвей Петрович!». И он всем отвечал: - «Честь имею». С детства мне запомнился наказ моего деда. Он говорил: - «Николка, я никогда не дирался, но и спуску никому не давал».
В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. на разных фронтах воевали два его сына: Иван и Сергей, дочь Наталья. Все вернулись живыми. Были награждены боевыми медалями и орденами. Сын Николай воевал и погиб геройски во время финской войны.
Дед помер, пережив бабушку на год, в 1968 г. Но в нашей семейной хронике, которую написала, наша сестра, Ирина Алексеевна Грицук-Галицкая «Божья коровка улети на небко» сохранилось много воспоминаний о нашем дедушке, Дормакове Матвее Петровиче.
Литература:
Грицук-Галицкая И.А. Божья коровка, улети на небко: Семейные хроники. - Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО "Рыбинский Дом печати", 2008. С. 10 - 16, 323 - 325.
Дормаков Николай Сергеевич, родился в 1949 г., детский писатель. Ссылки на публикации о нем:
Любовь Мельник. Воспоминания Николая Дормакова о Ростове и о себе // Ростовская земля. История и культура. 21 сентября 2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...