Гончарное производство издавна развивалось на территории, сейчас
составляющей Борисоглебский район. Притом регион распространения этого
кустарного промысла выделялся довольно четко: это небольшая местность в
границах Вощажниковской волости, деревни Пестово и Пукесово. Так, по крайней
мере, значилось по результатам обследований, проведенных в 1879 и 1880 годах в
Ростовском уезде А.А. Титовым.
Причина распространения промысла именно здесь понятна без особых
разъяснений. Во-первых, конечно, наличествовало легкодоступное сырье,
во-вторых, дешево было в лесистой Вощажниковской волости топливо, в-третьих -
постоянно существовал спрос на недолговечную и очень нужную в крестьянском
хозяйстве продукцию промысла.
Технология
гончарного производства оттачивалась веками. К концу XIX в.
она являлась следующей.
Промыслом своим
гончары (называвшиеся также горшалями или "батунами") занимались
преимущественно зимой, поскольку они все же были крестьянами, имели землю,
обрабатывали ее.
Итак, зимой
крестьянин вел и добычу глины, и производство посуды. Перед лепкой горшков
мастер в своей избе небольшими партиями оттаивал принесенную с улицы глину,
добавляя в нее теплую воду. Затем наступала пора лепить посуду, этот процесс
именовался также точением или точкой (от "точить, вытачивать").
Формовка
посуды шла на гончарном круге. Сформовав на круге донышко горшка, гончар
начинал скатывать в руках пласты глины и, поворачивая круг, накладывал пласты
друг на друга, сглаживал стенки будущего горшка, придавая нужную форму.
Перед снятием
горшка с круга гончар обтачивал его - деревянной или медной пластинкой, нанося
затем какой-либо несложный рисунок. С круга горшок снимали, срезав ниткой.
Потом изделие некоторое время досыхало прямо в избе, и лишь тогда отправлялось
на обжиг в специально устроенном горне.
В Пукесове и
Пестове производились горшки, кувшины и смолянки. Скорее всего, производили
здесь только красноглиняную посуду, поскольку производство черной было более
сложным, а технически менее совершенным. Черные горшки ведь обжигались не в
горне, а в русской печи, после почти трехсуточной предварительной досушки. Изба
горшаля, таким образом, вся бывала заставлена сохнущей посудой, жить
приходилось в довольно сложных условиях (грязь от глины, испарения от сохнущих
горшков, дым от печи). Сразу после обжига в печи, топившейся по-черному (такая
печь дольше держит тепло, отчего горшки быстрее сохнут), раскаленные горшки
обваривались в отваре ржаной (для низких сортов посуды - овсяной) муки и
чернели.
Эта технология в
конце века держалась еще на севере Ярославской губернии - в Мышкинском,
Даниловском уездах, но и там начинала уступать производству красной посуды,
изобретен был даже способ переделки черных горшков в красные. В Ростовском же
уезде в 80-е годы прошлого века целиком перешли на выделку красной посуды.
Горн,
использовавшийся при обжиге, помещался обычно на краю селения в специальной
каменной постройке. Печи устраивались в яме, посуда в горн загружалась сверху
через особое отверстие, которое затем наглухо заделывалось. Обжиг шел под
постоянным наблюдением мастера - ведь важно было держать температуру на
оптимальном уровне, иначе был возможен большой отход горшков в брак.
В 1880 г. в
Пестове и Пукесове работали всего два мастера. Годичный доход каждого составлял
150 рублей. В то же самое время гончары Карашской волости Ростовского уезда
зарабатывали каждый по 15 рублей в год. А ведь Караш - известный центр
гончарного производства. У искусствоведов существует даже такое понятие -
"карашская керамика".
У мастеров из
Пестова и Пукесова было лишь два пункта сбыта своей продукции - села
Вощажниково и Борисоглебские слободы (может, потому и заработки такие
высокие? Ведь эти горшали являлись на
местных рынках монополистами). Судя по заработкам, изделия этих горшечников
пользовались немалым спросом.
Но уже к
началу XX в. исследователи начинают
отмечать: промысел приходит в упадок. Причиной упадка стало
"наступление" на керамику металлической посуды - дорогой, но зато и долговечной. Как
раз в эти годы в обиход крестьянства вошли чугунки, самовары, рукомойники и
прочая металлическая утварь.
Мастер из
Пукесова Егор Оляпышев, по сведениям 1892 г., выделывал муравленые горшки.
Работал он вдвоем с одним наемным рабочим. Обжиг производил в поставленной “в
особой избушке” печи, размером печь была в плане в одну квадратную сажень.
В селе Никола-Пенье (по данным 1899 г.) выделывал глиняную посуду
Алексей Иванович Жильцов - для продажи в Борисоглебских слободах и Вощажникове.
Мастерская А.И.
Жильцова существовала и в 1910 г. Документы этого времени довольно подробно
описывают эту мастерскую, выпускавшую глиняные горшки. Гончарный завод
представлял собой бревенчатое, крытое соломой сооружение размером
2,80х2,50х1,15 саженей. Мастерская была оснащена двумя деревянными кругами для
выделки горшков. Кирпичная печь для обжига имела размеры 1,10х0,90х1,15
саженей, печь для подсушки - 0,90х0,90х1,15. Работали в мастерской хозяин и
наемный работник.
Однако гончарный
промысел все же продолжал существовать здесь еще несколько десятилетий.
Появлялись даже новые мастерские. В 1919г. гончарные производства имелись в
селе Никола-Пенье (владелец А.И. Жильцов), деревнях Пукесово (Д.А. Аляпышев),
Сытино (А.К. Семенова), производилась торговля глиняными горшками в лавке
Вескинского общества потребителей.
В 1924 г.
сообщалось, что 4 гончара работают в селениях на территории Демьяновского сельсовета.
В 1925 г. в д.
Никола-Пенье продолжал еще существовал горшечный завод А.И. Жильцова, где
практиковалась ручная выработка на деревянном круге. В д. Горшково работал
горшечный завод Соколова, с такой же технологией.
Глиняные горшки,
кувшины и смолянки, сделанных на гончарных кругах тех мастеров-кустарей, и
сейчас еще можно увидеть в борисоглебских селах и деревнях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий