пятница, 23 января 2015 г.
четверг, 22 января 2015 г.
«Сельская церковь»: Церковь Покрова Богородицы села Внуково (1790)
Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Сельская
церковь», который посвящён изучению, фиксации и публикации сведений о храмах
Ростовской земли (автор и руководитель проекта – Сергей Сазонов, заместитель
директора ГМЗ «Ростовский кремль» по научной работе).
Предпоследняя публикация по теме: http://rostland.blogspot.ru/2014/12/1801.html
Настоящее сообщение посвящено церкви Покрова Богородицы села Внуково
Борисоглебского района Ярославской области (1790).
Фотографии 2011 года.
Данный объект находятся в тематическом слое "Церкви 18 века" (нажмите на ссылку, и выйдете на слой).
С этим и другими материалами вы можете ознакомиться в
полной версии Географической
информационной системы (ГИС) "Ростовская земля"(ссылка на ГИС) и
в Информационном центре Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».
Автор и руководитель проекта ГИС «Ростовская земля»:
Сергей Сазонов
Координаторы и исполнители ГИС «Ростовская
земля»: Алексей
Киселёв (заведующий Сектором Географических информационных систем ГМЗ
«Ростовский кремль»), Ирина Киселёва (научный
сотрудник Сектора Географических информационных систем ГМЗ
«Ростовский кремль»)
Фотограф: Валерий Абрамов
Авторы сообщения: Алексей Киселёв, Ирина Киселёва
вторник, 6 января 2015 г.
Урочище «Марья Святая». Древняя Русь. Тезисы 2009 года.
В России издается замечательный
журнал, посвященный истории и культуре
Древней Руси — «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». Журнал замечателен не только
своими материалами, но и тем, что все
они полностью выкладываются с сеть Интернет и, таким образом, становятся
доступны не только историкам и археологам,
но и широкому кругу читателей.
Есть одно небольшое неудобство.
Тезисы участников международной
конференции, которая проводится один
раз в два года, вывешиваются одним общим
файлом.
Мы
с А.В. Киселевым участвовали с совместным
докладом в V международной научной конференции «Комплексный подход в изучении истории Древней Руси». Москва, 29 сентября – 2
октября 2009 г.
Тезисы
доклада опубликованы на сайте журнала,
здесь.
В
этом докладе мы впервые доказали, что
встреча союзных войск перед битвой на
Липице в 1216 г. произошла в урочище «Марья Святая» у современного с. Филимоново,
а не на Сарском городище. После выхода
этих тезисов, версия о встрече на Сарском
городище перешла в разряд историографических
заблуждений.
Далее
привожу полный текст тезисов, а также
некоторые из иллюстраций, подготовленных
мною тогда для доклада.
А.В. Киселев, А.Л. Каретников
«Святая Марина/Мария Повести о битве
на Липице. Междисциплинарное исследование
и проблема локализации летописного
пункта // Древняя Русь. Вопросы медиевистики.
2009, № 3(37) (тезисы докладов
участников V международной
научной конференции «Комплексный подход
в изучении истории Древней Руси». Москва,
29 сентября – 2 октября 2009 г.).
С. 49-50.
--
Повесть о битве на Липице (далее
— Повесть), дошедшая до нас в составе
Новгородской первой и четвертой летописей
под 1216 г., содержит уникальные сведения
по исторической географии. Среди них
следующее: «И бышя
на Городищи на рhцh Саррh у Святhй Марины
априля 9 в Велик день, и ту приеха
Констянтин князь с ростовци».
Отметим, что данное сообщение является
первым упоминанием о
сельской церкви в Северо-Восточной
Руси.
В 1885 г. ростовский
краевед А. А. Титов описал урочище Гора
св. Марии около с. Филимонова на р.
Саре. Сведения Повести ему не были
известны. По мнению Д. Н. Эдинга,
проводившего раскопки и разведки в
Ростовском уезде в 20-е годы XX
в., летописный пункт можно
соотнести с Сарским городищем близ
Ростова или Горой св. Марии. Автор
отдавал предпочтение второму варианту,
поскольку предание «теснее связано с
местностью». Однако археологических
объектов на Горе св. Марии он не обнаружил.
Позднее историки и
археологи Древней Руси (А. Н. Насонов,
М. Н. Тихомиров, А. В. Успенская, М.
В. Фехнер, Е. И. Горюнова) отождествляли
летописную Святую Марину/ Марию с Сарским
городищем. В 1974 г. А. Е. Леонтьев, изучавший
Сарское городище, отметил, что локализация
летописной Святой Марины/Марии с
географической точки зрения наиболее
вероятна в урочище у с. Филимонова.
Однако «гора» не была им обнаружена.
В
1990—1991 г. К. И. Комаров около с. Филимонова
открыл курганную группу из 140 курганов
и по указанию местного населения —
средневековое селище. С данным местом
жители окрестных селений связывали
предание о церкви/монастыре Марья
Святая*. В результате археологических
работ, проведенных А. Е. Леонтьевым,
курганный могильник был датирован
концом XI—XII в.,
селище — XIV —
началом XVI в.
Кроме того, на селище был открыт
позднесредневековый грунтовый
могильник**.
Тем не менее в настоящее время
в исследованиях, посвященных истории
Северо-Восточной Руси, местом встречи
союзных войск считается Сарское городище
(Я. С. Лурье, И. В. Дубов, А. А. Астайкин, А.
В. Зорин, Д. Шкрабо).
С 2003 г. бассейн р. Сары исследуется
экспедицией ГМЗ «Ростовский Кремль».
К настоящему времени сплошное
этнографическое обследование территории
(ок. 10x15 км, 30 населенных пунктов)
практически завершено (руководитель
проекта А. В. Киселев). В ходе полевых
исследований выявлено почитание локуса
«Марья Святая», которое представляет
собой комплекс различных по содержанию,
но взаимосвязанных между собой компонентов
(фольклорные тексты, обряды, поверья)***.
В ходе археологических разведок,
проводившихся в 2006 и 2008 г. И. В. Купцовым
и А. Л. Каретниковым в урочище «Марья
Святая» на р. Саре, были получены новые
данные о памятниках археологии.
Обнаруженные материалы позволяют
вернуться к проблеме локализации
летописного пункта.
«И
бышя на …
на рhцh Саррh …».
Основным аргументом против соотнесения
Сарского городища с пунктом встречи
союзников является его местоположение
— р. Гда (так называется нижнее течение
реки Сары в источниках XVI—XIX
в.). Река Гда образуется
при слиянии рек Сары и Печегды у пос.
Петровска. Название «Сара» распространилось
на нижнее течение реки только с XIX
в.
«И бышя на
Городищи…». В настоящее время
в бассейне р. Сары известно три городища:
у с. Рославлева, с. Филимонова («Марья
Святая») и д. Никитина. Городище у с.
Филимонова, по-видимому, дьякова типа
сильно пострадало за время существования
селища. Тем не менее его следы довольно
четко выделяются на поверхности.
«И
бышя …у
Святhй Марины».
Аналогии данному посвящению церкви на
территории Руси не обнаружены, что
говорит о его уникальности. Непостоянство
формы названия — известное явление в
топонимии (например, Марьина/Маринина
слободка, Марьин/Маринин плес). В ходе
археологических работ 2006 и 2008 г. на
«горе» были обнаружены надгробная
белокаменная плита (первая половина
XVI в.),
фрагменты других подобных плит и на
склоне коренного берега новое селище,
которое по найденной керамике уверенно
датируется началом XIII
в.****
Таким образом, приведенные
сведения являются дополнительными
доказательствами в пользу соотнесения
летописного места «Городище
на рhцh Саррh у Святhй Марины» с
урочищем Марья Святая у с. Филимонова.
[Примечания:]
*Наиболее раннее упоминание о
данном урочище относится к 1837 г.:
«местоположение [с. Филимоново] живописное,
большие горы, на утесах которых стоял
некогда монастырь, что доказывается
оставшимися с надписями большими
камнями» (Государственный архив
Ярославской области. Ф. 230. Оп. 1. Д. 13433.
Л. 3 об.).
**Леонтьев А. Е. «Гора святой
Марии» // Сообщения Ростовского музея.
Ростов, 1994. Вып. 7. С. 218—229.
***Киселев А. В. Почитаемое место
«Марья Святая» в окрестностях с.
Филимонова Ростовского района // История
и культура Ростовской земли 2003. Ростов,
2004. С. 308—325.
****Авторы выражают благодарность
Е. К. Кадиевой за консультацию.
--
урочище «Марья Святая» — особая географическая
точка на карте Ростовской земли,
Ярославской области, России. Это
совершенно особый уголок нашего
исторического прошлого, выраженный в
природном и культурном наследии:
замечательный ландшафт — древний
высокий берег р. Сары, поросший смешанным
лесом со значительным включением дуба
и клена; целый перечень памятников
археологии разных типов и эпох, среди
которых выделяется место погоста XIII-XVI вв.,
на котором находилась церковь во имя
Марии Египетской; обширный курганный
могильник XII в. из
почти 200 курганов (самый крупный в
Ярославской области). Кроме того, в лесу
прекрасно сохранились древние дороги,
межевые ямы и рвы. Особо стоит отметить
почитаемый источник — «колодчик «Марьи
Святой», с которым связано множество
преданий и рассказов. Но самое
примечательное то, что эта местнось
попала в летописи уже в 1216 г. в
связи с событиями междукняжеской борьбы.
Апреля 9, в Пасху здесь встретилось
объединенное войско князя Мстислава,
состоявшее из новгородцев, смолян,
псковичей с ростовцами, которых вел
ростовский князь Константин.
Вот как эти события описаны в Повести
о битве на Липице:
«И
ту и отрядиста Всеволода с дружиною, и
послашя къ Констянтину, а сами поидоша
по Волзѣ вниз, и ту пометашя возы, а на
кони полѣзошя и поедоша к Переяславлю
воюючи. И
бышя на Городищи на рѣцѣ Саррѣ у
Святѣй Марины априля 9 в Велик день,
и ту приеха Констянтин князь с ростовци.
И възрадовашася видѣвшеся, и крестъ
цѣловашя, и отрядиша Володимера Псковского
с дружиною в Ростов, а сами, пришедше с
полки, сташя противу Переяславлю в
Фомину неделю»
Подробнее:
Список моих публикаций об
урочище «Марья Святая» в блоге
1. Грабители с
металлодетекторами уничтожают историю
Ростовской земли
2. "Марья Святая"
3. НЕКРОЛОГ
4. "Марья Святая".
Археологический туризм.
5. "Марья Святая"
в октябре
6. Марья Святая в
ноябре
7. Разграблено
ещё три кургана на горе Святой Марии.
Уничтожение археологического наследия
продолжается...
8. Подвеска
9. Обращение
10. «Марья Святая»
в июне
11. Новые грабительские
разрытия в урочище «Марья Святая»
12. Очередные
грабительские разрытия на памятниках
археологии в урочище «Марья Святая»
13. «Марья святая»,
28 июля
14. «Марья святая»
в день 130-летия Ростовского музея
15. «Марья Святая»
7 января
16. «Марья Святая»
в июне
17. Урочище
«Марья Святая» в августе. Экскурсия.
18.Экскурсия по
памятникам археологии Ростовской земли
19. Урочище
«Марья Святая» в «Новом и полном
географическом словаре Российского
государства... М., 1789»
понедельник, 29 декабря 2014 г.
О чём рассказал офорт
Офорт
Геннадия Дмитриевича Епифанова, уроженца Ростова. На нём, по сути дела,
изображено моё детство. Послевоенное, холодное
и голодное. Родители отправили меня в
село Шурскол к бабушке Варваре Михайловне. Потому что у неё была коза.
Неприхотливое животное, стабильно дававшее стакан молока. Осталось
приятное ощущение детства… Бабушка
ведёт козу, а я иду рядом, вцепившись в лохматый и тёплый
мех. Но всё равно козу я побаивался – высокая, рогатая, бодливая.
В Ростове той поры очень многие держали коров,
коз, кроликов. По этой причине все лужайки и валы были обкошены. Таким и
остался в моей памяти Ростов – чистенький и ухоженный. Утром и вечером по его
улицам шли огромные стада. Впереди коровы, позади козы. Получается, что для
меня символ города вовсе не олень . Что
проку с него ? А обыкновенная белая козочка !
пятница, 19 декабря 2014 г.
Было бы желание помолиться.
Не однажды в разговорах с благочинным приходов
Петровского округа иереем Алексием слышал о том, что восстанавливается
храм Димитрия Солунского в
Дмитриановском. И хотя службы в храме практически проводить невозможно, они всё
- таки проходят в этом селе. Батюшка договорился с администрацией ЗАО «Новый
путь» о проведении богослужений в актовом зале конторы хозяйства, которая
находится в Дмитриановском, совсем недалеко от храма.
Интересна история строительства храма,
пересказанная А.А.Титовым в книге «Ростовский уезд». Народная молва гласит, что
однажды через Дмитриановское проезжал богатый помещик и ему понравился гуляющий
на улице мальчик. Помещик уговорил родителей отдать мальчика ему на воспитание.
Когда же помещик умер, всё богатство досталось этому уже выросшему
воспитаннику. Он продал всё имущество, а деньги отдал на строительство храма в
родном селе. Сам же ушёл в монастырь. Так и появился здесь пятиглавый каменный
храм с колокольней, построенный в 1763 году. В годы советской власти помещение
храма использовалось местным совхозом.
И вот я попросился проехать с батюшкой на
службу в день престольного праздника в Дмитриановском – 11 ноября. Тем более и
повод был подходящий, в этот день намечалось не только праздничное
богослужение, но и освящение доставленных к храму новой главки и креста,
которые должны быть установлены после этого на церковь. Так что есть о чём
написать для нашей газеты - событие очень важное в жизни прихода. Храм, наконец
- то, приобретёт надлежащий вид.
В актовом зале всё готово к службе. Вдоль
стен установлены иконы. На один из столов поставлен подсвечник. Своеобразность
проводимой здесь службе придают снопы злаков, установленных в углу зала. Они как бы символизируют связь с
Господом, который щедро одаряет земли здешнего хозяйства урожаем. Так же
особенностью является то, что в зале установлены ряды кресел, и все, кто
приходит на службу, ставят свечи в подсвечник, молятся перед иконами и
усаживаются на места. Правда, в моменты службы, когда необходимо стоять, все
встают.
Богослужение, которое проводится в таких
обстоятельствах, называется обедницей
(или Изобразительные) с причастием – это такая православная церковная служба,
совершаемая вместо Литургии (поэтому в народе называется обедницей). Она
проводится в тех местах, где нет действующего храма и невозможно соблюсти все
условия для Литургии. Интересно то, что такую службу миряне могут проводить
самостоятельно, то есть без священника, в случаях, когда они не могут посещать
литургию в храме по причине удалённости, бездорожья и немощи. В этом случае,
правда, не может быть причастия.
После прочтения необходимых молитв,
большинство присутствующих на богослужении, исповедались, а затем причастились.
Мне было интересно увидеть – кто же приходит на службы в Дмитриановском.
Зачастую можно услышать мнение, что в храм ходят только пожилые люди, но здесь
я порадовался тому, что возраст прихожан разный, от детей школьного возраста –
до пенсионеров. Значит, есть перспектива у восстанавливаемого храма, есть кому
ходить сюда после того, как он будет работать в полную меру.
После обедницы – положенный в день
престольного праздника крестный ход. Присутствующие взяли в руки иконы и пошли
к храму, который, как я уже отметил, находится неподалёку. Здесь уже всё
подготовлено к проведению чина освящения. Блестят крест и главка, здесь же, на
полу храма, стоит барабан, на который и будет всё установлено после освящения.
К этому моменту подошли ещё люди, и, что особенно отрадно, несколько детей. Так
что молитвы, которые вознеслись в храме были ещё более значимей, чем те,
которые звучали в конторе. Да и то, что всё действо происходило в церкви, тоже
имеет большое значение. Храм оказался не такой уж необжитый. В трапезной части
на стенах висят несколько икон, в центре помещения установлены столики и аналои,
необходимые для проведения богослужений.
Батюшка обильно окропил ожидающие своего
часа элементы храма, и они как бы ожили, получив благословение на долгую жизнь.
Затем под окропление подошли участники крестного хода и чина освящения.
Некоторые из них прошли к освящённому кресту и приложились к нему. Подошёл к
кресту и я: когда ещё представится такой случай – приложиться к кресту, который
вознесётся над храмом! Пусть же сияет он вечно над Дмитриновским и призывает
людей к молитве в храме!
Когда народ уже расходился, подъехал
директор ЗАО «Новый путь» Морозов С.Н. Ещё по дороге в Дмитриановское, я
спрашивал отца Алексия – помогает ли руководство хозяйства восстанавливать
храм? На что он ответил, что помощь поступает по мере возможности, особенно
техникой, песком и некоторыми другими стройматериалами – в этом отказа не
бывает. В целом директор живо интересуется ходом ремонта и активно помогает. Так
и сейчас, батюшка завёл разговор с директором об оказании помощи в организации
хорошего подъезда к храму. Сергей Николаевич, задав несколько уточняющих
вопросов, помощь обещал. Это хорошо, когда есть взаимопонимание.
На обратном пути подумалось: всегда можно
найти возможность помолиться, даже если кажется, что это невозможно. Было бы
желание. Нашли же возможность верующие православные жители Дмитриановкого. Дай
бы, Бог, чтобы это было повсеместно.
четверг, 18 декабря 2014 г.
«Голландская крепость в русском городе» Визит русской делегации в Голландию
Сотрудники музея-заповедника
«Ростовский кремль» Сергей Сазонов и
Александр Мельник в составе рабочей
группы из России сейчас находятся в
Голландии. Поездка состоялась в рамках
работы над международным проектом
«DUTCH FORTRESS IN A RUSSIAN CITY»
(«Голландская крепость
в русском городе»), который посвящен
земляной крепости Ростова Великого,
построенной голландским инженером Яном
ван Роденбургом в 1632-1633 гг. по указанию
русского царя Михаила Федоровича. Цель
проекта — благоустройство и музеефикация
уникального по сохранности памятника,
который является общим культурным
наследием двух стран — России и Голландии.
Это
первый ответный визит русской делегации.
Ранее коллеги из Голландии приезжали к нам, в Ростов. Поездка подходит к
концу. С нетерпением ждем новостей.
Автор фото — Сергей Сазонов.
Северная часть
земляной крепости г. Ростова. Современное
состояние. Снимок из космоса.
---
Основная
литература, посвященная
Земляной крепости Ростова Великого:
1. Седов Вл. В. Земляная крепость в Ростове // История и культура Ростовской земли 2000. С. 114-119.
3. А.Е.
Леонтьев, Л.В. Печкина Ростовская крепость
1632 г. От постройки до современности //
Вопросы истории фортификации. Спб.-М.,
2012. № 3. С. 95-102.
---
Публикации в блоге «Ростовская земля. История и культура», посвященные Земляной
крепости Ростова Великого
2.
Российско-голландский проект "голландская крепость в русском городе". первое совместное совещание
понедельник, 15 декабря 2014 г.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Явление Божьей Матери на небо перед сражением русскому воинству, предзнаменовавшее о победе, 1 сентября 1914 года
ПЛАКАТ. Явление Божьей Матери на небо перед сражением русскому воинству, предзнаменовавшее о победе. 1914. Типо-Литография М. Н. Шарапова....
-
Это сообщение, думается, пока может рассматриваться как новость. На озере Неро, после сильных февральских морозов - замор рыбы. Вся...
-
Во время войны в городе Ростове были развернуты три эвакогоспиталя: №1385 на 2000 коек (здание гимназии), №4930 на 200 коек (здание ср...