суббота, 6 сентября 2014 г.

Борисоглебские слободы: комсомольская ячейка 1930 г.

Из собрания краеведческого отдела Борисоглебской Центральной районной библиотеки

 Автор фото: неизвестен. Комсомольская ячейка Борисолебских слобод. 1930 г. Бумага, фотопечать. 17х12,1 см. Надписи, подписи на обороте см. ниже:
 К фотографии скрепкой прикреплен лист А-4, с поясняющим текстом:

пятница, 5 сентября 2014 г.

Борисоглебские слободы: крестьянские дома. Дом Михаила Андреевича Мельникова

Авторы публикации: Светлана Лапшина, Александр Морозов
Дом на переднем плане справа. Перв. четв. XX в. Фото: Олег Дьяченко
Адрес: пос. Борисоглебский, Советская площадь (старое название улицы - Гостиная, Гостиная слобода), дом №2.
Описание: основной объем двухэтажного каменного оштукатуренного здания, выбеленного в два цвета (с белеными деталями), имеет прямоугольную форму и завершен вальмовой железной крышей. 1-й этаж гладкий. Середины основных фасадов южного, в семь оконных осей, обращенного к площади и восточного, в девять оконных осей, выходящего к улице Допризывной, выступают, на 2-м этаже, весьма легким, трехосным ризалитом. Этажи разделяет двухступенчатый карниз с полочкой. Окна, сверху и снизу подчеркнуты прямоугольными, ромбовидными и полукруглыми заглубленными нишками, как и фланги фасадов на месте лопаток. Крайние окна украшены профилированными сандриками. Венчает здание многоступенчатый карниз.

среда, 3 сентября 2014 г.

Выставка книг, посвященная протоиерею Аристарху Израилеву


Выставка книг, посвященная протоиерею Аристарху Израилеву в Белой палате Ростовского кремля. Фото Л. Манатовой
К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

Ростовский протоиерей Аристарх Александрович Израилев (1817-1901) - известный исследователь колоколов и колокольных звонов. Всю свою жизнь он посвятил изучению колокольной акустики и созданию «гармоничных» колокольных наборов.
В 1894 году, к первой годовщине Ростовского музея, отец Аристарх подарил музею 10 созданных им камертонов, повторяющих звучание колоколов. Это было ровно 130 лет назад.
Все эти годы эта уникальная коллекция старинных камертонов хранится в музее. В настоящее время она является частью экспозиции «Музея церковных древностей», расположенной в Белой палате Ростовского кремля.

25-летие основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом: новая выставка Ростовского музеяС

Стенд "Вячеслав Александрович Ким"
К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

В 1989 году, то есть ровно 25 лет назад, в нашем городе состоялся II Всероссийский фестиваль колокольных звонов, собравший специалистов в области колокольного дела - исследователей и звонарей. Во время проведения этого фестиваля была основана Ассоциация колокольного искусства России.
К этой юбилейной дате в нашем музее открылась выставка, посвященная первым годам российского колокольного содружества, основание которому было положено в Ростове и людям, стоявшим у истоков возрождения колокольного движения в нашей стране. Это первый президент колокольной ассоциации Юрий Васильевич Пухначев, «первый звонарь России» Иван Васильевич Данилов и директор Ростовского музея Вячеслав Александрович Ким.
Выставка расположена на втором этаже Красной палаты. Приглашаем всех желающих посетить ее.

Научная конференция Ростовского музея «Колокола: история и современность»

Участники конференции "Колокола история и современность". Фото Л. Манатовой
К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

22-24 августа 2014 года в музее «Ростовский кремль» состоялась научная конференция «Колокола: история и современность», объединившая исследователей колоколов и колокольных звонов. Она проходила в рамках IV Международного фестиваля средневековой монастырской культуры «Ростовское действо» и была посвящена 25-летию создания Ассоциации колокольного искусства России, которое состоялось в Ростове в 1989 году.
Местом проведения чтений стал Парадный зал Красной палаты Ростовского кремля. Программа была обширной и включала с себя около двадцати докладов как теоретиков в области кампанологии, так и практиков звонарского искусства. География участников была представлена городами: Москва, Петербург, Новгород, Ярославль, Архангельск, Саратов, Осташков, Тутаев, Ростов. Наряду с российскими исследователями, в чтениях выступили ученые из Польши и Белоруссии.
Во время конференции состоялась демонстрация камертонов протоиерея Аристарха Израилева в Белой палате Ростовского кремля. Была представлена уникальная коллекция старинных камертонов, 130 лет назад подаренная музею их создателем. После этого участники и гости чтений посетили могилу отца Аристарха в Богоявленском монастыре.
Презентация камертонов прот. Аристарха Израилева. Фото Л. Манатовой

вторник, 2 сентября 2014 г.

Борисоглебские слободы: крестьянские дома. Трактир Ляховых

Авторы публикации: Светлана Лапшина, Александр Морозов
Вводная публикация о проекте здесь.
Автор: Анатолий Кузнецов(?), пос. Борисоглебский. Рассматриваемое здание (справа) со смотровой площадки башни "Максимовки". 1950-е гг.
Адрес: пос. Борисоглебский, Советская площадь (старое название улицы - Гостиная, Гостиная слобода), дом №4
Описание: основной объем каменного двухэтажного здания, выбеленного по кирпичной кладке, имеет прямоугольную форму и завершен вальмовой железной крышей, крытой по железу шифером. Симметричный по композиции главный, западный фасад в семь оконных осей, украшен легким трехосным ризалитом, разделенным небольшим междуэтажным карнизом, с рустовкой 1-го этажа. Гладкие рамочные наличники 1-го этажа, с замковыми камнями и мелким декором в ризалите, перекликаются с неглубокими нишами вокруг окон 2-го этажа. Фасады здания, между окнами этажей, кроме ризалита, украшены круглыми медальонами, угловыми лопатками с двойными валиками, завершаются профильным фризом и венчающим карнизом в виде пояса ступенчатых мутул, дополненным в ризалите дентикулами-сухариками.

воскресенье, 31 августа 2014 г.

Ростов Великий. ВИА 1970-х

Автор публикации: Александр Исаев.
Подборка фотографий А.М. Осокин.
Консультанты: А.И. Морозов, В.В. Еремин, А.А. Гаврилов.
К 45-летию образования вокально-инструментальных ансамблей.

Неоднократно «Ростовский вестник» писал о музыкальных талантах нашего родного города. Думаю, пришло время вспомнить о тех, в прошлом, молодых ребятах, которых, уверен, помнит все поколение шестидесятых годов прошлого века города Ростова. А именно, тех, кто стоял у истоков создания первых вокально-инструментальных ансамблей. Появление на Западе в начале 1960-х гг. электрогитар и нового направления в музыке – рок-н-ролла, привело к возникновению таких легендарных групп, как «Битлз», «Роллинг стоунс», а чуть позднее и советских ВИА – ленинградских «Поющих гитар» и московских «Веселых ребят», что дало толчок развитию данного направления в музыке и нашим ростовским музыкантам. А наличие в Ростове музыкального педагогического училища позволило первым руководителям ростовских ВИА передать более профессиональное звучание музыкальным инструментам и голосам вокалистов. На чем же играли первые участники ВИА? Без надлежащих столярных инструментов, которых полно сейчас, сами мастерили первые электрогитары из слоеной фанеры и ДСП. Или в обыкновенную акустическую гитару под струны вставляли самодельные звукосниматели. «Киношные» усилители и динамики, магнитофонные микрофоны – вот и весь технический арсенал первых музыкальных, я бы сказал, легендарных групп.
Бум развития гитарного творчества молодых ребят пришелся на 1967 г. и продолжается в этом веке. Первые западные шлягеры слушали на «вражеских» радиостанциях «Голоса Америки», «Би-Би-Си» и записывали их на первые катушечные магнитофоны. Люди моего поколения помнят, что в те времена в Ростове было несколько заводских клубов, «Дом культуры», две музыкальные площадки в городском парке, а также музыкальные холлы в городских школах, техникуме и педучилище. Именно здесь и начинали свои выступления легендарные ВИА 1970-х гг.
Кто же первый в Ростове вышел на любительскую сцену с электрогитарой в руках? В моей памяти и по воспоминаниям мэтров популярной музыки нашего города Вячеслава Васильевича Еремина, Алексея Ильича Морозова это был гитарист-виртуоз Борис Дидио. На фото 1 он крайний справа. За ударной установкой первый барабанщик Ростова Адольф Кулыбин. Позднее Борис создал инструментальную рок-группу при клубе ж/д станции. В 1969 г. на средства Северной железной дороги для Дидио была приобретена профессиональная электрогитара фирмы «Музима», на которую как на диковинку ходили смотреть все начинающие музыканты города. Примерно в это же время учащийся музыкального училища Владимир Седов собирает талантливых ребят в группу «Зеленые камнееды», где впервые на сцене городского парка появляется гитарист Алексей Морозов и барабанщик Владимир Афанасьев (см. фото 2). В 1971 г. Седов при ММЦ «Спутник» создает ВИА «Звонари» (см. фото 3).
Талант «Звонарей» был оценен не только жителями Ростова, но и туристами, посещавшими международный молодежный центр Ростовского кремля. На вечерах средней школы №1 с 1969 по 1971 гг. играет электрогруппа «Королевские гномы» в составе: Е. Головкина, Е. Тердика, Е. Никонова, А. Комогорцева, В. Балмасова. Им на смену в 1971 г. приходит новое поколение музыкантов: И. Грудцин, М. Фирулин, В. Гребенщиков, С. Шарабудинов. Это был уже полноценный вокально-инструментальный ансамбль. Профессиональный вокал Михаила Фирулина, Сергея Шарабуинова, Виктора Гребенщикова и звучание в их исполнении песен «Тополя все в пуху», «Бабье лето», «Лес горит в лучах заката» и многих других будоражило души девчонок нашего поколения.
В 1970 г. трудами выпускника музыкального училища А.А. Гаврилова в средней школе №2 был создан ВИА «Квант-1» в составе: барабан – Валерий Воронцов, ритм-гитара – Александр Камко, соло-гитара – Евгений Малоземов, бас-гитара – Валерий Уткин (см. фото 4). Усилиями Алексея Алексеевича музыкальное сопровождение и вокал группы был на высшем уровне. После окончания школы участниками школы ВИА «Квант-1», в 1974 г. Гаврилов создает группу «Квант-2» (см. фото 5), которая два года подряд (1976-1977 гг.) становится победителем областного музыкального конкурса «Красная гвоздика».
Не остались в стороне и молодые люди ростовского с/х техникума. В состав первого ВИА образовательного учреждения вошли: Юрий Бобков, Герман Башловкин, Вячеслав Цыпленков, Александр Коркин и мой друг Владимир Соснин. В 1971 г. Владимир с группой «Рифы» выступает на танцполе городского парка, где в его исполнении ростовцы слышат западные шлягеры «Желтая река» и «Венера» (см. фото 6). В 1972 г. в доме культуры города также выпускник музыкального училища Вячеслав Еремин собирает лучших музыкантов Ростова в ВИА «Эллада» (см. фото первого состава № 7). Группа в 1975 г. становится лауреатом конкурса «Красная гвоздика». Позднее, после окончания воинской службы, в ансамбль приходит гитарист Алексей Морозов (см. фото 8). Много восторженных слов хочу сказать об этом человеке. Западные и отечественные песни в его исполнении любят у нас в Ростове, как говорится, и стар и млад. Здорово, что творчество Алексея Ильича продолжается и по сегодняшний день. Спасибо тебе, Леша, за твой музыкальный дар, которым ты радуешь нас до сих пор! Ты и Вячеслав Еремин – наши «народные» артисты, заслуженные граждане Ростова Великого.
Не могу не вспомнить еще два самобытных ВИА нашего города. Группа «Рената» в 1972-1973 гг. была организована Валерием Курляндским в клубе кофе-цикорного комбината. В составе коллектива участвовали: барабаны – Евгений Веренин, соло-гитара – Валерий Куроцапов, бас-гитара – Александр Булатов, ритм-гитара – Александр Каретников (фото 10). До сих пор считаю Валерия Куроцапова одним из лучших гитаристов ВИА 1970-х гг. нашего города. Его импровизации на соло-гитаре очень впечатляли публику.
Еще одна известная музыкальная группа «Спектр» была создана при ростовском оптико-механическом заводе. Коллектив существовал с 1976 г. до середины 80-х гг. В разное время руководителями «Спектра» были Виктор Давыдов и Вячеслав Тарарушкин. В составе группы участвовали: Е. Пухов – барабаны; В. Одинцов – бас-гитара; В. Пентегов – синтезатор; Е. Глазунов – ритм-гитара (см. фото 9). Из состава этого ВИА хочу отметить лучшего бас-гитариста Ростова, моего одноклассника, Валерия Одинцова. Впоследствии Валерий был приглашен и играл в составе нашего губернаторского оркестра.
Прошли годы. Уже нет среди нас выдающихся музыкантов Ростова: Бориса Дидио, Сергея Шарабудинова, Валерия Балмасова, Владимира Афанасьева, Валерия Одинцова, Виктора Гребенщикова, Евгения Макаренко, Александра Коркина, Игоря Грудцина, Евгения Волкова. Новая российская «попса» с бессмысленными текстами и плагиатскими мелодиями постепенно вытесняет ВИА с подмостков современной эстрады. Но мы, поколение 60-х, до конца жизни будем помнить участников ВИА 70-х нашего любимого города. Потому, что это – наше детство, юность и вообще с ними связаны лучшие годы жизни нашего поколения.
____________

Также опубликовано: Газета "Ростовский вестник" 5 июня 2014.

Явление Божьей Матери на небо перед сражением русскому воинству, предзнаменовавшее о победе, 1 сентября 1914 года

  ПЛАКАТ. Явление Божьей Матери на небо перед сражением русскому воинству, предзнаменовавшее о победе. 1914. Типо-Литография М. Н. Шарапова....