На «Верхнем посаде», ныне ул. Кирова, под номером 32 стоит каменный двухэтажный кирпичный дом конца XVIII – начала XIX вв., объект культурного наследия. В свод памятников дом вошел, благодаря масштабной деятельности историка А.Г. Мельника в 1989 г.
Итак, последним владельцем дома, раскулаченным в 1930 г. был Александр Николаевич Куликов, богатый крестьянин, имевший заведение по переработке картофеля. Документальные письменные источники XIX в. позволили уточнить, кто был изначальным владельцем дома, очевидно, его строителем.
Рассматриваемый каменный двухэтажный дом был построен лицевым фасадом по красной линии улицы, сразу после квартального проулка, угловой в квартале. Это соответствует «Повелениям» графа В.Г. Орлова о правильной, регулярной планировке села (1774 г.), с прямыми участками улиц, квартальными проулками.
В XIX в., до Куликовых, после упомянутого проулка сразу два домовладения, примыкавшие друг к другу, числятся за крестьянами Бояркиными, разделенными родственниками. Отметим, что и в настоящее время, в 2025 г. второе домовладение – бревенчатый обшитый тесом двухэтажный дом, практически вплотную примыкающий к первому, рассматриваемому, кирпичному, так и принадлежит роду Бояркиных.
Документ, касающийся соседнего, стоящего перед квартальным проулком каменного одноэтажного дома Кутинских (ул Кирова, 31), а именно письменное «условие» о разделе от 27 февраля 1829 г., указывает, что через проулок от дома Кутинских находится дом Бяркиных.
Итак, кто из крестьян села Поречья-Рыбного мог построить такой большой и роскошный дом? Роспись рода Бояркиных в ревизских сказках и материалы Московской домовой конторы графа В.Г. Орлова указывают на крестьянина Алексея Бояркина.
Алексей Бояркин в конце XVIII – начале XIX в. являлся приказчиком богатейшего поречского крестьянина Ивана Иванова Маринина Меньшого, участвовал в его масштабной торговой деятельности, вместе с определенным кругом односельчан. Такие крестьяне, являвшиеся «лучшими людьми» вотчины, пользовались особым доверием графа и участвовали в значительных оптовых операциях по продаже принадлежавшего ему воска, хлеба, сала, свеч, зерна, муки и других товаров, сочетая их с собственным торговым делом.
Например, 14 февраля 1800 г. племянник Маринина Меньшого Василий Маринин вместе с его приказчиком Алексеем Бояркиным, закупили в Усольской вотчине графа на средней Волге у бурмистра Фомина, первый пшеницы 2000 четвертей в 9 мер, а второй на счет хозяина пшеницы 3000 четвертей и муки ржаной 4000 четвертей весом в 9 пуд 3 фунта. Как значится в переписке конторы о продаже Усольского хлеба, было назначено продать из данной вотчины ржи всего 20 000 четвертей. Из этого числа 13 500 четвертей бурмистр Фомин продал вышеуказанным крестьянам.
Очевидно, что рассматриваемый дом построил и владел им упомянутый богатый крестьянин Алексей Бояркин. Его сын Иван Алексеевич Бояркин в начале 1808 г. выкупился у графа на волю и в тот же год записался в Ростовское купечество, во II гильдию. А в доме остались его младший брат и незамужняя сестра. Со смертью сына младшего брата дом с публичного торга перешел Куликовым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий