вторник, 31 декабря 2013 г.

Как в Петербурге строили Ростовский кремль: проект Степана Кричинского

Среди значительных реставрационных проектов в пресс-конференции по итогам 2013 года министр культуры РФ В. Мединский назвал Феодоровский собор в Петербурге.
Для нас важно понимать, как этот собор - его идея, его посвящение, история его создания - связан с Ростовом.

Собор посвящен Феодоровской иконе Божьей Матери и сооружен в память 300-летия Дома Романовых.
Его закладка состоялась в 1911 году, освящение нижнего храма - в 1913 (верхнего - менее чем через полгода, в 1914).
Автор собора - архитектор Степан Кричинский
По свидетельству Кричинского, Феодоровский собор он


Надо помнить, что в это время - начало 20 века - Ростовский кремль был очень популярен в России. Уже прошла основная реставрация древних сооружений, уже существовал в стенах Ростовского кремля музей.
Не только Ростовский кремль - как архитектурный ансамбль 17 века, но весь Ростов, древний город, митрополитом которого был отец основателя царствующей династии, исторически связан с юбилеем, которому посвящался Федоровский собор. 
Вообще Ростов - город, сохранивший с первой половины 17 века земляную крепость, которую построили по приказу первого царя из династии Романовых, являл собой символ государственности. Российские императоры не раз посещали Ростов. Потому в мае 1913 года маленький уездный город стал одним из мест празднования 300-летия правления Романовых: император с семьей, в сопровождении свиты, при огромном стечении народа, осматривал ростовские древности.
Феодоровский собор, выполненный по мотивам храмов Ростовского кремля, таким образом, оказывался связующим звеном между началом царствующего дома - и тогдашним настоящим моментом. Между 1613 - и 1913 годами. Между Ростовом - и тогдашней столицей России.

От высокой политики перейдем к искусству. И посмотрим, как черты ростовских построек перемешались, соединились в новом порядке в Феодоровском соборе.
На все, что нашла я, указывать не буду - пусть добрый читатель попробует сам обнаружить ростовское в питерском. Отмечу лишь некоторые детали.
Например, крытую "по-ростовски" башню. В Ростове их по две при церквах, здесь - одна. И форма криволинейного покрытия несколько иная, чем у нынешних ростовских фланкирующих башен. И понятно, почему. 

Потому что архитектор ориентировался на тогдашние формы покрытий этих башен - титовско-шляковской реставрации. Баниге в середине 20 века эти формы изменил, сделав более гармоничными. А в чертежах Кричинского сохранились "первобытные" ростовские башни. 
Так что если мы хотим увидеть, как фланкирующие башни церквей Воскресения и Иоанна Богослова завершались в конце 19 - первой половине 20 века, - мы можем обратиться к воссозданному Феодоровскому собору в Петербурге.
Очень ростовскими мне показались некоторые элементы на вот этом снимке.
Крытая галерея с рядом арочных окон, ряды квадратных нишек - это все мы видим в Ростовском кремле. Как и широкую арку, на которую опирается галерея.
Альбом с фотографиями Феодоровского собора расположен здесь, фотографии взяты из него.
Степан Кричинский был архитектором эпохи модерна, в этом стиле, а точнее - в стиле неорусском - и был выполнен им храм в память 300-летия Дома Романовых.

Кстати, а не из Ростова ли родом, кстати, башенки у Билибина?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кустарная промышленность села Великого в XIX в.

Гуменюк А.Г.,  Муравьев Н.В. Помещичье предпринимательство Первым крупным предприятием в Великосельской вотчине стала бумажная...