среда, 20 февраля 2013 г.

Евангелие. Литва, Вильно, 30. 05. 1575


Евангелие. Литва, Вильно, 30. 05. 1575 г. Типография в доме Мамоничей, печатник Петр Тимофеев Мстиславец, на средства Ивана и Зиновия Зарецких.

Инв. Ц-5112

Материал: бумага вержированная, дерево, бархат, металл, кожзаменитель.

Техника: печать типографская в две краски, переплёт.

Формат: 20. Размеры: 34.5 х 23 х 8 см.

Сохранность: Нижние правые углы листов затерты, подклеены бумагой разного времени, нижнее поле обрезано до колонцифры. Бумага потемнела, в пятнах воска и от затеков сырости. На экземпляре прослеживаются два периода реставрации: 1) первый лист книги монтирован вержированной бумагой, возможно XVII в., той же бумагой подклеены поля ряда листов, тексты на полях вырезаны и наклеены на бумагу реставрации; 2) последние два сохранившиеся листа книги (391 и 392) вырезаны и монтированы русской бумагой с белой датой 1819 г.


Переплёт: 1912 г. – доски в бархате лилового цвета (см. раздел «Записи»). На верхней и нижней крышках следы утраченных металлических наугольников, средника и стоек (в нижних обрезах крышек). Средник и наугольники изъяты в госфонд 4-5. 01. 1930 г. Застежки утрачены, обрез позолочен. Обклейка крышек и припереплетные листы (I, II) поздней бумаги 1819 г. и ХХ в. Следы реставрации прослеживаются на переплете, припереплетные листы подклеены полосками кожезаменителя.

Записи: На л. II (бумага 1819 г.): «Стоющая (!) сто двадцать рублеи асигнациями № 120. 1823 год». Ниже полустертая запись синим карандашом: «Священнику полоцкой единоверческой церкви. Таня». На подклейке 1-го л. и по л. 2-9, 2-6 скорописью: «Взята при опечатанiи Динабургской раскольнич[еской] моленнои бывшои у Стугнове (? Стумове ?) 1855 года 3-го iюня колеж[ский] советник». На л. 9 об. профессиональным полууставом: «Съ 1912 году Евангелiе сiе иждивенiемъ С. Петербургскаго купеческаго сына Петра Ивановича Урусова преплетено в новый бархатный переплетъ и окрашено серебряными вызолоченными изображенiями: в средине Господа Вседержителя с предстоящими, а по угламъ четырехъ еvангелистовъ; на нижней крышке также сделаны серебряныя вызолощенныя yкрашенiя. В средине крестъ, а по yгламъ yгольники, таковыя же застежки и на нижнихъ краяхъ досок 4 полозка. Переплетъ и украшения ценою около ста рублей. О здравiи: Петра, Анны, младенцевъ: Венiамина, Бориса, Евгенiя, Надежды». По л. 2-29 (2-го сч.) поздним полууставом: «Сiе святое Еvангелiе принадлежитъ Якубинской Свято Покровской Единоверческой церкви Полотской епархiи Двинскаго yъзда». На обороте верхней крышки переплета пометы красными чернилами «47188», шариковой ручкой «РЯМЗ, КП-29269, Ц-5112» (та же помета простым карандашом на лл. 1 об., л. 2 (2-го сч.)). На л. II об. поздним полууставом простым карандашом «От Матфея зача 16 Отче Нашъ; зача 48 дховъ [свя]тейши[х]; от Луки зача[л] 55 Отче Нашъ». На л. 1 помета черными чернилами «№ 1». По всей книге пометы фиолетовыми чернилами и исправление опечаток черными чернилами. На л. 9 об. и на обороте гравюры (1) круглые печати с изображением церкви и текстом «Якубинск[ой] св. Покровск[ой] единоверч[еской] церкв[и]».

Гравюры: изображение евангелистов 4 с 4-х досок, крест на Голгофе.

Орнамент: инициалов 4 с 4 досок, заставок 11 с 11 досок, рамок маргинальных 16 с 8 досок.

Поступила из церкви Спаса Нерукотворного на Песках Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря г. Ростова в 1924 г.

Литература: Кириллические издания Ростово-Ярославской земли 1493-1652 гг. Каталог под редакцией И.В. Поздеевой. Ростов-Ярославль, 2004. № 10. С. 37.

 

Примечание.
История бытования этого экземпляра неплохо прослеживается по записям: изданный в Вильно, через какое-то время он оказался в полоцко-двинских землях, в середине XIX в., после опечатывания раскольнической моленной, по-видимому, книгу предоставили в библиотеку Полоцкого архиерейского дома. Но как она оказалась в Ростове? В 1914 г. с началом I Мировой войны в Ростов был эвакуирован Полоцкий архиерейский дом и Спасо-Евфросиниевский монастырь. Резиденция для архиерея была определена в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, монахинь разместили в Богоявленском Авраамиевом монастыре. Эвакуированные духовные лица находились здесь до 20-х гг. ХХ в. С этим обстоятельством, возможно, связано поступление рассмотренного Евангелия в Ростовский музей из Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Эта книга является самым древним экземпляром из коллекции печатных книг Ростовского музея – она была напечатана всего лишь на 11 лет позже знаменитого «Апостола» Ивана Фёдорова. Возраст этой книги подчёркивает и тот факт, что она на целый век старше архитектурного ансамбля Ростовского кремля, где в настоящее время хранится.
 
Автор текста: Киселёв Александр
 

 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Борисоглебский музей, дом крестьянина Елкина 12 августа 2017.

12 августа сего года, в день празднования дня поселка Борисоглебский, в музее - доме крестьянина Елкина прошли мастер классы для дете...