В конце прошлого
века на территории нынешнего Борисоглебского района существовало весьма
интересное кустарное производство - набивка по холсту, окрашивание пряжи и
тканей. Базировался этот промысел в селах Верзино и Покровское (в первом жили
два ремесленника, во втором - один, годичный заработок каждого из них не превышал
17 рублей); в Борисоглебских слободах (7 ремесленников с заработком каждого в
год от 80 до 150 рублей), в селе
Давыдове (2 ремесленника, выручавшие в год по 100 рублей) и деревне Жадимирово
(3 мастера, годичная выручка каждого тоже 100 рублей) Ивановской волости.
Документ 1866 г.
называет еще один пункт бытования красильного промысла - д. Свагуново, где
владельцем мастерской был Михаил Андрианов. В том же источнике сообщается, что
в с. Верзине красильным заведением владел Афанасий Трофимов, в д. Березники -
Савелий Алексеев, в Борисоглебских слободах красильные мастерские мели Алексей
Кочарсков (Кочарский), Александр Матвеевский, Михаил Серов, Иван Серов и Марья
Серова.
В селах Березниковской волости, как пишет А.А. Титов, промысел возник в
1850-1860 гг., в селениях Ивановской волости - в 1840 г., о времени
возникновения промысла в Борисоглебских слободах сведений нет.
Разнились эти
центры кустарного промысла и по рынкам сбыта продукции. В Верзине и Покровском
мастера красили холсты и пряжу по заказам, потому, вероятно, и выручка у них
была столь незначительна. То есть производство это являлось здесь мелким
ремеслом, и особой перспективы у него не было. Тем более, что изделиям этих
кустарей серьезную конкуренцию составляли фабричные ситцы, другие ткани.
Ремесленники-красильщики
Борисоглебских слобод, производившие окраску пряжи и набивку тканей, поставляли
свою продукцию на рынки своего села и окрестных торговых сел Вощажникова и
Давыдова, а также Ростова. Те же рынки сбыта были и для мастеров из Ивановской
волости, производивших набивку по холсту и окраску тканей.
Сейчас,
наверное, многие уже и не представляют, что это был за промысел - набивка (или
набойка) тканей, существовавший наряду со сплошной окраской тканей всего 80-90
лет назад.
А.А. Титов
утверждал, что "все приемы производства были, конечно, занесены в нашу
местность извне кем либо из мастеров живших на красильной фабрике и затем путем
ученичества распространилось по различным местностям уезда...".
Цвета, в которые
в кустарных мастерских велось окрашивание пряжи и холстов, были самые
различные. Однако, как отмечал А.А. Титов, "большинство наших кустарей
занимаются крашением пряжи и холстин в синий цвет", используя в качестве
сырья такой известный краситель, как индиго (из растения индигофера), а в качестве
протравы - железный купорос.
Для окрашивания
тканей в красный цвет использовали тоже растительное сырье - корни марены
красильной. Разным соотношением составных частей красильного раствора
добивались различных оттенков основных цветов. Материалы для производства
окрашенных тканей и пряжи мастера закупали обычно в уездном центре - в Ростове.
Как уже
говорилось, применяли местные красильщики такой распространенный в России
способ оформления тканей, как набивка или набойка - печатание на полотнищах
ткани определенных узоров при помощи специальных досок.
Применялось
несколько способов нанесения на ткань узоров. Во-первых, могли набивать на
ткань протравитель, а затем, просушив ее, опускать в краситель - окрашенными
оказывались те участки, где краска вступала в реакцию с протравителем.
Во-вторых, белый рисунок вытравливали хлорными соединениями на уже выкрашенных
тканях. Наконец, в-третьих, набивали на белую ткань узор из смолы, жиров,
каких-либо иных веществ, не растворяющихся водой; такая ткань, попав в краситель,
окрашивалась только там, где не был нанесен защитный состав. После этого
оставалось лишь снять с ткани защитный состав. Иногда применялась вариация
этого способа - когда узор наносили средством, нейтрализующим протравитель.
Набивка
производилась большей частью вручную: кустари накладывали на ткань доски (на
которых были вырезаны узоры, иногда узор составляли медные полосы, врезанные в
доску ребром), смоченные защитным, например, раствором, и, ударяя по ним
колотушкой, отпечатывали на холсте узор. Затем ткань погружали в краску.
Уже в 80-е гг.
прошлого века ручной способ набивки тканей начал сменяться механическим. В это
время в деревне Жадимирово существовала единственная в Ростовском уезде
красильная мастерская (владельцем ее был крестьянин Озеров), где печать рисунка
на ткани осуществлялась "при помощи вала, помещенного в особый снаряд,
известный под названием перротины".
В 1892 г. в
Борисоглебских слободах имелось красильное набоечное заведение, владел которым
Иван Александрович Серов, работавший в мастерской вместе с двумя сыновьями.
Мастерская располагалась при жилом доме. Такую же кустарную мастерскую
содержал, работая там вместе с женой, крестьянин Борисоглебских слобод
Александр Иванович Матвеевский. Вдвоем с наемным работником трудился в красильном
заведении его хозяин Михаил Алексеевич Серов. Мария Серова для работы в
мастерской при доме держала двух работников. Лишь у Алексея Кочарского
мастерская была расположена в особом строении. Хозяин, два его сына и наемный
работник делали там набойку, красили пряжу.
Подробное
описание оснащения кустарной красильной мастерской дает документ 1910 г.,
рассказывающий об одном из крупнейших красильных заведений края - красильном
заведении крестьянина деревни Жадимирово Константина Федоровича Озерова. 3-4 месяца
в году работала семья Озерова, занимаясь “крашением одежи”. Оборудование
составляли “медный котел на 15 вед. и 2 чугунных в кирпичной кладке”, “чан
деревянный емкостью на 40 ведер, ковшей
деревянных 3, утюгов чугунных простых 5, рамок для сушки двухсторонних
обтянутых солдатским сукном”.
Можно
предположить, что к 10-м гг. XX в., если не раньше, красильные мастерские в
большинстве названных селений уже исчезли: в книгах, куда записывали
промысловые свидетельства и билеты, ни за 1916г., ни за 1911 г. нам не удалось
найти ни одного упоминания о кустарях, занимавшихся бы окраской пряжи и тканей.
Лишь в "Книге для записи выданных промысловых и сословных свидетельств и
безплатных промысловых свидетельств на 1919 год" значится красильня в
Борисоглебских слободах (которая, видимо, в 1911 и в 1916 гг. имела перерывы в
работе).
Но и этой
мастерской оставалось недолго существовать. В "Сведениях о подсобных
промыслах", поданных в Борисоглебский волисполком к концу 1924 г.,
красильщики уже не значились.
Впрочем, и очевидно
было, что красильные мастерские, даже жадимировская механизированная, обречены.
Их продукцию сменяли, вытесняя с рынка, дешевые ткани крупных льно- и
хлопчатобумажных фабрик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий