Один из
древнейших промыслов, процветавший на протяжении многих веков - это выделка
кож, производство кожаных изделий. Этот промысел существовал и в селениях
Вощажниковской, Березниковской, Ивановской волостей, которые сейчас составляют
Борисоглебский район. А.А. Титов сообщал, что из названных только в
Вощажниковской волости. В Селе Вощажниково существуют две мастерские по выделке
кож. Основаны были эти производства еще до реформы 1861 г. - в 20-е гг. XIX
в. Видимо, дела у вощажниковских
ремесленников шли весьма неплох - их изделия находили сбыт не только в округе,
в уездном центре, но отправлялись и в Ярославль, в Москву.
Позднее, видимо,
шло укрупнение мастерских. Во всяком случае, в "Описании промышленных
заведений", сделанном по линии уездного земства, уже в 1892 г. в
Вощажникове значится только один кожевенный завод. Этот завод, принадлежавший
П.А. Титову, выделывал в год до 2000 черных кож и по 500-700 штук - кож
подошвенных. В зависимости от времени года на этот завод хозяин брал 5-10
наемных рабочих.
Завод помещался
в специальных каменных сводчатых сараях. Технология обработки кож заключалась в
очистке от подкожного слоя и волосяного покрова, дублении (с использованием
чаще всего коры ивы, а также дуба или вяза) и окончательной отделке (когда кожу
расколачивают деревянным молотком).
Кожа шла на
всевозможные изделия, потребные в крестьянском обиходе: сапоги, Другая обувь,
рукавицы (голицы). По данным А.А. Титова, ремесленников, выделывавших кожаную
обувь, только в Борисоглебских слободах было 25 человек. В Вощажникове - трое,
в Коротылеве и Звягине Ивановской волости - 5, в селениях Березниковской
волости - 7.
По сведениям же
архивных документов 90-х гг. прошлого века, в селениях имелись уже довольно
крупные сапожные мастерские. В Вощажникове, например, сапожник Федор Кочурин
нанимал по 4-5 работников (он, кстати, получал кожи поштучно от уже
упоминавшегося П.А. Титова и ему же сдавал для сбыта готовые изделия).
В Борисоглебских
слободах сапожник Иван Чудинов держал от 4 до 8 рабочих, Николай Путанкин -
двух, Николай Кучин - четырех. Небольшие мастерские, тоже с наймом рабочих,
держали в слободах Василий Петров, Иван Кучин, Андрей Пыхов.
Находили,
конечно, сбыт и изделия мастеров-шорников, ведь лошадь в то время была основной
тягловой, рабочей силой. В Борисоглебских слободах работал один шорник, он за
год выделывал конской сбруи на 100 рублей, сбывая ее на базарах в слободах, в
Вощажникове, Давыдове. В Вощажниковской волости имелся шорник в селе Закедье,
его годичный заработок был значительно меньше - до 30 рулей, но и сбрую он
делал только для сбыта на месте - односельчанам.
Особой статьей
промыслов по обработке кож надо считать промысел скорняжный - выделку овчин, их
дубление, шитье шуб, полушубков, тулупов.
Обработка овчин
имела особенности: их сначала квасили в смеси квасной гущи, овсяной муки. После
дубления овчины сушили и расчесывали. Выделкой овчин, как писал в 1878-1880 гг.
А.А. Титов, преимущественно занимались в Березниковской волости: в селах
Верзино, Покровское, деревнях Бородино, Ляхово, Лодыгино, Григорово. В
Борисоглебской волости мастер-скорняк жил в деревне Дятьково, в Шулецкой - в
Поникарове. Притов скорняки из названных селений Березниковской волости
занимались только выделкой овечьих и телячьих кож на месте производства,
поникаровский мастер специализировался на выделке овчин для сбыта в Ростове,
Петровске и окрестных торговых селах, дятьковский - на дублении овчин по
заказам.
С течением
времени и в этом виде промысла происходила концентрация производства. Позднее
уже владельцы мастерских могли и не работать в них сами. Например, в 1892 г. в
Борисоглебских слободах значилось одно овчинное заведение, принадлежавшее
Алексею Кочарскому. Сам владелец в мастерской не работал, он сдавал ее
скорнякам на зиму за 10 рублей.
В документах
1910 г. есть сведения о том, что в аренду скорнякам сдавали мастерские, к примеру,
Общество крестьян села Ивановского (арендовал мастерскую крестьянин Николай
Константинов), церковь села Уславцева (арендатор - мещанин г.
Романова-Борисоглебска Яков Парамонов). Подобная форма взаимоотношений
ремесленников и владельцев "овчинных изб" была весьма
распространенной.
По данным А.А.
Титова, мастеров, занимавшихся шитьем одежды из овчин, в селениях будущего
Борисоглебского района не имелось. Видимо, скорняки приходили для этого из
других волостей зимой. Вообще, как утверждает А.А. Титов, во всем Ростовском
уезде только 8 ремесленников из Поречья занимались изготовлением тулупов, шуб и
полушубков.
Что касается
более позднего времени, то в 1892 г. овчинные шубы шил протасьевский мастер
Платон Андреев с работником.
В
послереволюционный период кожевенные промыслы некоторое время продолжали
существовать. В середине 20-х гг. XX в. 5 мастеров, занимавшихся выделкой кож,
числилось в селениях Сущевского сельсовета. Много было сапожников - 56 человек
во всех 12 сельсоветах. Притом больше всего - 18 мастеров - работало на
территории Вощажниковского сельсовета.
Однако этому
промыслу вскоре пришлось умереть. С проведением коллективизации на руках у
крестьян уже не оставалось сколько-нибудь значительных количеств сырья для
кожевенных промыслов. Кустари-сапожники, ушедшие в инвалидскую кооперацию,
впоследствии занимались чаще лишь ремонтом обуви. Нужда в шорниках отпадала с
исчезновением из крестьянского обихода лошадей. Таким образом, в течение
нескольких десятилетий угас промысел, существовавший до того тысячелетия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий