суббота, 28 июня 2014 г.

Кустарные промыслы Борисоглебских слобод: Свечное производство

Серию небольших статей по кустарным промыслам и промышленным производствам готовила я для местной газеты "Новое время". Что-то было опубликовано - но сохранились ли те газеты, не погибли ли в пожаре - не знаю. Потому решила здесь поместить и опубликованные тогда, в конце 1980-х гг., материалы, и не публиковавшиеся. Может быть, материалы эти обретут актуальность в связи с планами по реконструкции Борисоглебского музея.

В конце XIX века постепенно сменялись средства, служившие для освещения жилищ. Использовавшиеся повсеместно сальные свечи сменились стеариновыми, затем керосиновыми лампами, затем газовыми светильниками. Но происходило это больше в городах. В деревнях же такая эволюция шла медленнее: деревня, по сути, отставала в этом от города на порядок. Например, когда город исключительно пользовался сальными свечами, крестьяне знали лишь березовую лучину. Так что последние 15-20 лет XIX в. - это годы  безраздельного господства последовавших за лучиной сальных свечей. Во всяком случае, даже в 80-е гг. XIX в. в Ростове имелись еще салотопенные заводы.
Естественно, что в Борисоглебских слободах и в деревне Шипино существовал и особый кустарный промысел - производство сальных свечей. Сырье - говяжье сало - закупалось в Ростове или в торговых селах. Технология была следующей: в небольшой котел складывались куски сала, заливались водой. Все это ставилось на огонь. Сало начинало плавиться и всплывало на поверхность воды, а шкварки оседали на дно.
Для отливки свечей использовали несложный деревянный станок. В формы этого станка, через которые предварительно пропускался фитиль, мастер заливал из котла горячее жидкое сало. По остывании и некоторой обрезке получались готовые свечи.
Борисоглебские свечники (2 - в слободах и 1 - в Шипине) в 1880 годах зарабатывали на этом промысле по 70 рублей ежегодно.
Видимо, и в 1892 г. в слободах работали те же ремесленники, о которых писал, сообщая вышеприведенные сведения,  А.А. Титов. В 1892 г. это были уже разные по мощности мастерские. Например, если Алексей Кочарский работал один и перетапливал за год 50-70 пудов сала, то Василий Николаевич Колчин работал с двумя сыновьями-подростками и перерабатывал 250-275 пудов сала ежегодно.
Однако этому промыслу не суждена была долгая жизнь. Видимо, понимали это и сами свечники. Свечной промысел для них был  именно подсобным, они имели и другие средства обеспечивать семь. А. Кочарский был еще и владельцем довольно крупной красильной мастерской, овчинной избы, а Колчин держал постоялый двор и бакалейную лавку.
Что же касается освещения, то в этой сфере сальные свечи очень скоро должны были уступить керосину. “Керосиновой” же эре суждено было длиться очень долго, особенно в отдаленных селах и деревнях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Договор о доставке льняной пряжи с Ростовской ярмарки на парусную фабрику, 1808 г.

В конце XVIII – начале XIX вв. крестьяне Нечерноземья, получая мало прибыли от земледелия, свое свободное время (а им были осень, зи...