суббота, 23 марта 2013 г.

Выставка "Птичье царство" (Образ птицы в фарфоре, керамике, дереве, графике, тканях) в Музейной гостиной

Занятие-экскурсию проводит автор выставки, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея Ирина Зауривна Зубец  .
Изображения птиц –– орнитоморфные мотивы –– одни из древнейших и наиболее распространенных в искусстве. Первые художественные воспроизведения птиц, отличающиеся высоким уровнем исполнения, появляются уже в первобытном обществе.
Птица привлекала человека своей способностью подниматься к небу, солнцу, богам; ее полет у многих народов ассоциировался с полетом души, вместилищем которой в разных культурах и становилась птица.
В странах Востока священными считались голуби - вестники богов. Голубь появлялся на плече пророка Мухаммеда, олицетворяя сходящее на него Божественное вдохновение. В христианстве голубь символ вечной жизни, Святого Духа, один из атрибутов сюжетов Благовещения, Крещения, Сошествия Святого Духа и Троицы.
Изображения птиц были всегда распространены в искусстве фарфора. С 1749 г. во Франции издавалась 36-томная «естественная история» Ж.-Л. Бюффона с множеством гравированных иллюстраций, ставших основой для росписи посуды. Так, на фарфоровой мануфактуре в Севре (Франция) с 1752 г. изготавливали сервиз с «Птицами Бюффона». В Мейсене (Германия) птицы выписывались с такой орнитологической точностью, что фарфоровые изделия можно использовать в качестве иллюстраций для их изучения.
Особое место занимают птицы в русском народном искусстве. На Руси их образ имел много символических толкований: считались они и творцами земли, и предвестниками весны. Верили, что своим громким криком прогоняют птицы с земли русской мрак и стужу, несут «тепло летушко». Наиболее любимы они были на Русском Севере. Здесь в каждой избе висели под потолком щепные птицы. От движения воздуха они начинали кружиться, словно паря в небе. Такие фигурки символизировали семейный очаг, способствовали спокойствию и счастью дома, оберегали семейство, поэтому ещё одно их название - птица счастья.
Птица – частый сюжет росписей северных прялок, на которых она символизирует рай, райские кущи, поэтому нередко изображается как птица Сирин (птица с девичьем лицом).
В виде водоплавающих птиц резали на Руси солонки и ковши. Птиц изображали и в игрушках, которые возникали первоначально совсем не для забавы: обобщенные условные фигурки птиц имели магический, заклинательный смысл. Так, игрушки глиняные чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы, но, в то же время, свист напоминал пение птиц.
Испокон веков славилась русская земля искусством мастериц-рукодельниц. Все русские женщины умели прясть, ткать, вышивать. Скатерти, покрывала, полотенца, одежда – всё это украшалось вышитым или тканым орнаментом. Один из наиболее любимых его мотивов - орнамент с птицами. На вышивках пернатые отличаются от своих природных собратьев условностью, декоративностью и стилизованностью. Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки или листа означало начало жизни, символизировало добро и счастье, свет, тепло и урожай. Полотенца с таким орнаментом дарили новобрачным, подвешивали в красном углу избы.
Увидеть всё это своими глазами можно, посетив выставку в Музейной гостиной - "Птичье царство".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...