Вы думаете, что маленький г. Плёс – это река Волга, тишина и покой, Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой, современные художники? Как бы не так… Похоже, что прямо на наших глазах происходит совершенно грубое, исключительно волевое разрушение исторически-сложившегося образа заповедного города и насаждение искусственного имиджа Плёса, как столицы некой «Потаённой России», о чём туристам и горожанам неоднократно напоминают громадные баннеры, развешанные по всему городу. Поводом к такому невероятному смещению культурно-исторического акцента послужила незатихающая история, связанная с уникальным фактом сохранения на одной из улиц города культового языческого камня фаллической формы.
Этот камень долгие годы стоял на углу одного из жилых домов по ул. Ленина. Уже в начале 90-х г.г. ХХ в. появлялись публикации, относящие этот камень к категории языческих идолов. На территории Европейской части России плёсский камень – один из немногих сохранившихся памятников этой группы.
Как объект культурного наследия плёсский культовый камень был описан и взят под охрану только летом 2011 года. Поскольку камень в основании Больничной горы долгое время был частью городского пейзажа Плёса – он прочно сросся с городской мифологией, историей и культурой. Был известен как местная достопримечательность, но в силу расположения его не в самом доступном месте туристами посещался не часто. Благодаря своей весьма недвусмысленной и крайне реалистичной анатомической конфигурации он оброс массой амурных анекдотов и преданий.
Летом 2011 года Плесскому музею-заповеднику пришлось в срочном порядке вмешаться в ситуацию, связанную с фактом перемещения камня к зданию ювелирных мастерских «Алмаз-холдинга» (г. Плес, ул. Советская, 57/2), где он был установлен в качестве рекламы ювелирного магазина. Перемещение это проводилось с разрешения городской администрации Плёса, а обязанности председателя городского совета Плёса в это время исполнял А.В. Шевцов. По факту перемещения было заведено судебное дело. Истица – хозяйка дома, рядом с которым находился камень, претендовала на него, как на свое имущество. Археолог музея-заповедника Галина Панченко вступила в дело в качестве третьего лица с требованием передать камень на хранение в Плесский музей-заповедник, как объект культурного наследия, являющийся собственностью государства. В результате камень был помещен на постоянное хранение в Плесский музей-заповедник. Казалось, что уникальному памятнику, чудом сохранившемуся в заштатном тихом городке больше ничего не угрожает, но… Этим летом Общественным советом по развитию Плёса, возглавляемым губернатором Ивановской области М.А. Менем, было принято решение о передаче камня из фондов музея во временное пользование теперь уже бизнесмену С.В. Шевцову (брату бывшего градоначальника) для установки его в новой, туристически-активной точке города «Калашный ряд», рядом с рестораном «Печём-коптим». Самое большое удивление в этой истории вызывает вопрос о том, полномочен ли, вообще, Общественный совет решать такие вопросы? Несмотря на все попытки музея отсрочить выполнение этого решения и соблюсти все меры безопасности для обеспечения сохранности уникального музейного предмета, передача состоялась. Камень установлен практически в центре города без серьёзного ограждения, под… навесом из досок. Вся охрана представлена камерой наблюдения, расположенной под крышей одного из ларьков «Калашного ряда», и скромным штакетником. Уже в день установки памятника на новом месте редко кто из туристов отказался от возможности сфотографироваться на нём, используя форму камня во всех мыслимых и немыслимых вариантах позирования. В День города, говорят, народ здесь просто не слезал с него. В голове не укладывается происходящее... Это уникальный памятник – его место в музее, а не рядом с сувенирными лотками, где он используется как средство наживы. Инвентарный музейный номер на боковой поверхности камня только усиливает эмоциональные впечатления от нереальности происходящего.
Всё…! Туристам не до Левитана и не до потрясающих волжских пейзажей. Главный экспонат Плёса этого лета – камень! Там сейчас на каждом углу продаются майки и кружки с принтами камня в самом физиологически-удачном ракурсе с надписью "Камень любви», совершенно неисторическим названием, появившимся в городе за пару последних десятилетий на волне расцвета массового туризма.
Вот интересно, почему мэру польского г. Кракова (или же главе Краковского воеводства) не приходит в голову выставить где-нибудь на центральной площади знаменитый Збручский идол, хранящийся в местном археологическом музее? Слов нет, насколько бы свободный доступ туристов к идолу и сама возможность сфотографироваться с ним в различных фривольных позах обогатила бы городскую казну или конкретного предприимчивого дельца, сумевшего заполучить идола во временное пользование. Наверно это не происходит потому, что Краков – это не Плёс, это Европа… Сложно представить, что там могут быть приняты такие решения, кардинально и скандально меняющие исторический образ города.
Летом 2011 года Плесскому музею-заповеднику пришлось в срочном порядке вмешаться в ситуацию, связанную с фактом перемещения камня к зданию ювелирных мастерских «Алмаз-холдинга» (г. Плес, ул. Советская, 57/2), где он был установлен в качестве рекламы ювелирного магазина. Перемещение это проводилось с разрешения городской администрации Плёса, а обязанности председателя городского совета Плёса в это время исполнял А.В. Шевцов. По факту перемещения было заведено судебное дело. Истица – хозяйка дома, рядом с которым находился камень, претендовала на него, как на свое имущество. Археолог музея-заповедника Галина Панченко вступила в дело в качестве третьего лица с требованием передать камень на хранение в Плесский музей-заповедник, как объект культурного наследия, являющийся собственностью государства. В результате камень был помещен на постоянное хранение в Плесский музей-заповедник. Казалось, что уникальному памятнику, чудом сохранившемуся в заштатном тихом городке больше ничего не угрожает, но… Этим летом Общественным советом по развитию Плёса, возглавляемым губернатором Ивановской области М.А. Менем, было принято решение о передаче камня из фондов музея во временное пользование теперь уже бизнесмену С.В. Шевцову (брату бывшего градоначальника) для установки его в новой, туристически-активной точке города «Калашный ряд», рядом с рестораном «Печём-коптим». Самое большое удивление в этой истории вызывает вопрос о том, полномочен ли, вообще, Общественный совет решать такие вопросы? Несмотря на все попытки музея отсрочить выполнение этого решения и соблюсти все меры безопасности для обеспечения сохранности уникального музейного предмета, передача состоялась. Камень установлен практически в центре города без серьёзного ограждения, под… навесом из досок. Вся охрана представлена камерой наблюдения, расположенной под крышей одного из ларьков «Калашного ряда», и скромным штакетником. Уже в день установки памятника на новом месте редко кто из туристов отказался от возможности сфотографироваться на нём, используя форму камня во всех мыслимых и немыслимых вариантах позирования. В День города, говорят, народ здесь просто не слезал с него. В голове не укладывается происходящее... Это уникальный памятник – его место в музее, а не рядом с сувенирными лотками, где он используется как средство наживы. Инвентарный музейный номер на боковой поверхности камня только усиливает эмоциональные впечатления от нереальности происходящего.
Альбом: Скан |
Более подробная информация о камне здесь - http://www.gvw-rggu.narod.ru/section/section3/stati2012/Panchenko_Chernetsova.htm
ОтветитьУдалитьПользуясь случаем хочу ещё раз поблагодарить Диму Ойнаса!)) Если бы не его подвижническая деятельность во время работы в плёсском музее-заповеднике, мы бы знали этот объект только как "Камень любви", а все древние названия остались бы навсегда забытыми...
Спасибо за публикацию.
ОтветитьУдалитьХорошо, когда имеется вертикаль власти, плохо, когда она становится вертикалью беспредела. Чему мы учим детей? Вытирать ноги о прошлое своей страны...
ОтветитьУдалитьА зачем вообще камню - навес? Он столько сотен лет простоял под открытым небом, и хоть бы хны ему...
ОтветитьУдалитьЕго не дожди, его туристы угробят. Тут ни навес, ни решетка по периметру не спасут, он был там где ему и место - в музее, но толпа самозванцев решивших что могут распоряжаться всем до чего дотянутся решила по другому. :(
ОтветитьУдалитьВот никогда никому не рассказывала о повериях, обрядах и приметах, связанных с сакральными камнями. Хотя знаю их немало, поднакопилось за столько лет))) А тут думаю - стоит повесить кое-какую информацию рядом с камнем. Ничего народ не боится...!
ОтветитьУдалитьВ Питере существует мера веса и мера длины. Теперь в Плёсе появилась мера человеческой серости. Какое удовольствие, задрать юбку, сесть на камень, а затем выложить эту фотку в Интернете. Кстати, в Ярославле появился писающий мальчик. Рычащий медведь, это всё из той же темы. Вы можете представить Медного всадника, каждый час произносящего - здесь будет город возведён, назло надменному соседу ???
ОтветитьУдалитьДа, интересно, что сказал бы о таких фото дедушка Фрейд...
ОтветитьУдалитьНо ещё интересней другое: если на камне номер, то это - экспонат.
Это что получается? если завтра какому боярину понравится картина в музее или что ещё, он пришлёт холопов - и заберут?
http://www.vladimir.kp.ru/daily/25920/2872202/
ОтветитьУдалитьПошли отклики от журналистов из соседних областей. Жаль, что акценты ставятся на ерунде...
Чудовищно просто, до какого примитивизма дошли люди. Иваны, не помнящие родства. У нас в Горномарийском районе Марий Эл люди все же с большим почтением относятся к своей культуре. Кстати, существует версия, что часть проживающих некогда на Ярославской земле племен меря ассимилировалась некогда на территории нашего района. Есть отдельные деревни, в которых сохранившиеся старинные артефакты(к примеру, домовая резьба) позволяют выдвинуть эту версию.http://www.facebook.com/walentina.marchenko?sk=wall
ОтветитьУдалитьДа, некрасиво очень.
ОтветитьУдалитьОн же настоящий и древний (в отличие от Збручского идола, кстати говоря, сделанного в XIX веке по заказу Тимона Заборовского)