среда, 13 июля 2011 г.

Хранительница...

"Золотые следочки" Варвары...или Пятницы ? Этот снимок сделан 3 года назад Ерохиным В.И., сейчас краска уже стёрлась. Говорят, что следы золотят всякий раз, когда подновляют маковку часовни.

  



Сейчас камень выглядит так. Кстати, местные жители считают, что вставать на него никак нельзя...


Сама часовенка стоит в низине за деревней. В болоте за ней есть ещё один валун, который растёт, называют его "Никола Угодник". Я искать не стала...торопилась )))

Я давно собиралась добраться до часовни на "Варваринском источнике" в д. Деревеньки, на самом юге Углического р-на. Что-то никак не выстраивалась в голове единая картина местной сакральности пространства... Вроде и источник с часовней есть и погост рядом и даже культовый камень со знаками имеется, но вот ... не складывается!
Короче, приехали... Часовенка - просто таки хрестоматийный образец, правда, основательно подновленная лет 15-20 назад. Настолько, что новые доски настила при входе почти полностью перекрыли камень с отпечатками двух следочков. Чьи-то заботливые руки выделили закрасили эти следочки бронзовой краской. Это якобы "девушка Варвара" молилась на этом камне и при этом с неё крестик упал (!) в воду ручья и поплыл по течению. Именно этот сюжет, собственно, и не давал мне покоя. Не характерен он для Св. Варвары... Ну и кроме того, есть фото этого же камня двадцатилетней давности, где на боковой стороне имеется четкий солярный знак. Его сейчас из-за досок увидеть невозможно, но он есть! Всё оглядели, засняли, замерили... Иду в деревню искать разговорчивых бабушек. Год от года это делать всё сложнее, и не только потому, что умирают старики... Люди стали больше бояться чужих! На моё счастье нахожу сразу несколько ценных информаторов. Завожу традиционный разговор в духе "вот в старину гуляли деды"... и ничего не понимаю. Не было, утрерждают, никогда здесь крестного хода на январскую "на Варвару". Не было! Не гуляли... А когда же престольный часовенный праздник? Да у нас "9-ая Пятница", радостно утверждают! Вот недавно гуляли и молебен с попами был. А в старину-то что было - по три дня праздновали!

А как же Варвара? Ведь и родник, и камень, и часовню деревенские жители называют именно так -"Варварой"... Скорее всего, это довольно поздняя христианская интерпретация языческого объекта (источник+камень). Не случайно же в местном храме в Старове, построенном в нач. 19 в., особо ценится именно её икона.

Всё ясно... Правда, даже все апокрифические "12 Пятниц" в здешних краях считаются исключительно от Пасхи и абсолютно не совпадают ни со "Сном Богородицы" ни с "Поучением Климента". Какая-то своя локальная традиция...

4 комментария:

  1. Надо же. А я Деревеньки эти несколько раз проезжал за последнее время. А про источник-то и не подумал. Хотя бы посмотреть..
    Спасибо, Светлана!

    ОтветитьУдалить
  2. Вот так, почти случайно, вычислили изначальную "хранительницу" родника ))) Источники с женским сакральным посвящением считаются более древними. Интересно ещё и то, что именно в Ярославской области в 19 в. было записано предание, что Пятница в "золотых" одеждах ходила. Её "следочки" на камне были окрашены именно золотой краской...

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный17 июля 2011 г., 12:43

    Есть ещё один Варваринский источник на юге области! Он, что тоже "пятницкий" ?!

    ОтветитьУдалить
  4. Источник у с. Купань я знаю - он, действительно, посвящен Св. Варваре. И местные легенды, и крёстный ход, и прочие элементы культа этому не противоречат ))) В здешних преданиях Варвара отказалась от любви мужской ради любви к Христу, за что и погибла... Но! Я бы не стала утверждать, что предания о Варваре имеют большое (!) распространение на юге Ярославской области - такая точка зрения существует и уже давно. Почти всегда за Варварой "стоит" Пятница, а точнее даже та, которую мы знаем под именем "Мокошь"...

    ОтветитьУдалить

Кустарная промышленность села Великого в XIX в.

Гуменюк А.Г.,  Муравьев Н.В. Помещичье предпринимательство Первым крупным предприятием в Великосельской вотчине стала бумажная...