В Картинной галерее ГМЗ "Ростовский кремль" месяц назад открылась выставка произведений 19 века, связанных с Италией. В музее ее так и называют - "Итальянская выставка". В основном - гравюры, немного живописи, еще что-то... Я, грешным делом, не очень обратил внимание. Ну, делают коллеги свою работу. Ну, молодцы. Решение дизайнера, разместившего гравюры в картонных упаковочных ящиках и умудрившегося провести туда холодную подсветку, весьма остроумно. Заставляет зрителя сосредоточиться на каждом произведении. Выявляет ценность отдельной работы. Провоцирует на внимательное разглядывание. "Медленное чтение", по определению Д.С. Лихачева. Мы же привыкли скользить взглядом, читать бегло и "не залипать". Ну, я, по крайней мере. Не залипаю... ))) А тут - приходится. С одной стороны, гравюра - это тираж. С другой, каждый оттиск - индивидуален. Авторы выставки акцентировали именно индивидуальность, уникальность. В нашей коллекции - так оно и есть.
Вот и хорошо...
Все бы ничего, но приехали ко мне в гости коллеги. Известные эксперты по музейному делу. Я их, конечно, водил по кремлю. Показал все. Привлек лучшего специалиста. Сами знаете кого... Высокие гости внимали и задавали умные вопросы. Действительно умные. Они же специалисты. А мы на эти вопросы отвечали. В общем - все были на высоте. Особенно мы, конечно..
И вот, приходим мы на Итальянскую выставку. Эксперты разбредаются по залу, внимательно все разглядывают и везде заглядывают. И я вижу, что лица их светлеют. НЕ ОЧЕНЬ РАДИКАЛЬНО, - говорят они. Ого, - говорю я. А как надо было? А зачем вы стены использовали? - говорят эксперты. Уж если решили, уж если выбрали такое решение - нужно идти до конца! А то стены, витрины.. Нет. Не очень радикально!
Вот так..
Радикальнее надо!
Решение дизайнера можно назвать остроумным, но вот удачным... сомнительно. Гравюра хоть и стояла в иерархии искусств XVIII в. ниже живописи, и являет собой "продукт" тиражный, тем не менее искусство тонкое, изящное и даже изысканное. И размещение ее в подобном обрамлении не может способствовать адекватному восприятию мастерства гравера.
ОтветитьУдалитьИ, вполне согласна с мнением уважаемых экспертов, странно смотрится сочетание традиционно музейного интерьера с витринами и повеской с радикально нетрадиционным использованием упаковочных коробок.
Рад, что Вы поддержали мнение наших уважаемых иногородних коллег. Действительно, пресловутые "астраханские витрины" и унылая развеска по стенам не очень сочетаются с остроумным дизайнерским решением.
ОтветитьУдалитьВ 20-х гг. прошлого века Шкловский придумал новое слово - "остранение". Тогда любили придумывать новые слова. Вообще, любили новое. Не то, что сейчас.
Остранение, по Шкловскому, - актуализация "старого" и приевшегося через помещение его в совершенно новый контекст. Или каким-либо другим способом. Важно то, что этот прием должен помочь зрителю или читателю взглянуть на "старое" и "известное", как на "новое" и "неизвестное". Нужно всего лишь сделать "старое" необычным и "странным".
Разве не это сделали авторы выставки?
Конечно, каждый видит то, что хочет и может видеть. Кто-то хочет увидеть искусство, сниженное до уровня упаковки. А кто-то - простую упаковку, удостоенную чести стать обрамлением искусства.
Каждый слышит - как он дышит.
Когда-то давно, в 90-е годы прошлого века, я уговаривал тогдашнего директора музея не закрывать расположенный на территории кремля ресторан. Я считал, что ресторан Красная палата, имеющий свой бренд и свою историю, - важный ресурс развития для музея.
"Ты хочешь из музея сделать кабак" - говорил мне этот достойный человек. "Нет же, - отвечал я, - я хочу из этого кабака сделать музей". И я по-прежнему считаю, что музеефикация ресторана, расположенного, кстати, в помещении поварни 17 века, - одна из важных задач музея.
Каждый слышит - как он дышит...
Спасибо Вам за обращение к этой важной для нас тематике.