Как то так сложилось, что над древней ярославской землёй время от времени как призраки из прошлого встают тени легенд о неких ярославских каменных бабах, расположение которых приписывается южным регионам края. Справедливости ради, нужно отметить, что всё-таки, в основном, эти тени летают над Берендеевым болотом, но периодически появляется информация, что в наших краях такой истукан стоял далеко не один. Мне в своё время пришлось довольно серьёзно, как искать, так и изучать историю «берендеевской бабы». Постепенно, между делом, скапливалась информация и о других ярославских «дамах»… Не могу сказать, что обладаю абсолютной полнотой данных, но тем не менее… Итак, что мы имеем…
1) В д. Бабки Шугорского с/с Ростовского района существует легенда о том, что село получило название по найденным здесь неким каменным бабам, которые какой-то кашинский князь увез к себе, а затем передал тверскому князю Дмитрию Михайловичу «Грозные-Очи». Кстати, этот князь – абсолютно достоверное историческое лицо. Эта «артыновская» легенда упомянута у А.А. Титова в его «Ростовском уезде…», а позднее и в работах других историков.
2) В с. Щаднево. Я помню, как в самом начале 90-х г.г., во время одной из разведок в с. Щаднево Ильинского р-на Ивановской области (тоже бывшие ростовские земли) одна из бабушек-информаторов рассказывала нам о «каменной бабе» у леса. Эта «баба» описывалась ею, как «большой высокий камень с грудью». Говорила, что с детства помнит, что у неё «вроде как лицо было и косы». Очень жалею сейчас, что ходили мы тогда без диктофонов и все записи велись наспех «на коленке». Мы тогда были озадачены поисками другого интересного объекта, поэтому писала я всё через слово, к сожалению… Бабуля говорила об окаменевшей «за грехи» женщине, которой нужно было дойти не оборачиваясь до леса, а она не утерпела и обернулась… Высотой камень был до 1,5 метров. Очень надеюсь, что в Щадневе ещё могут найтись люди, которые помнят этот камень…
3) В Горбищевском урочище, что недалеко от с. Ильинское-Хованское. Опять же у Титова А.А. есть сведения, что в этом месте так же бытовало предание о «каменной бабе», стоявшей близ одного из многочисленных курганов. По приказу местного помещика в конце 19 в. она была зарыта, но на её существование указывал и Федор Никольский в своём «Путеводителе по Ярославской губернии».
4) Берендеево болото. Знаменитый камень именуемый – «Каменная баба», «Синяя баба», или камень «Баба-яга», который издавна считался, чуть ли не главной легендарной достопримечательностью Берендеева болота. Проведенный анализ источников и полевые исследования позволяют сделать однозначный вывод о реальности существования данного объекта на окраине Берендеева болота. Более того, я готова утверждать, что в этом месте стояло сразу две «каменных бабы» - одна у с. Чернецкое в р-не «Орининого ручья», а другая у пос. Волчья гора. У села Чернецкое до сих пор летом совершается явно «очистительный» крестных ход, а сам ручей обладает отрицательным сакральным значением, что само по себе уже редчайший случай!
Если основываться на описании «берендеевской» и «щадневской» бабы – высота, грудь, косы на груди, то сам собою напрашивается вывод, что бабы эти – половецкие. А значит выглядеть они могли примерно так, как на фото. Ареал преданий о «каменных бабах» локализован углом - стыком Ярославской, Владимирской и Ивановской областей. Историки имеют некоторые данные о службе половцев переславскому князю, но серьёзных исследований на эту тему мне видеть не довелось.
2) В с. Щаднево. Я помню, как в самом начале 90-х г.г., во время одной из разведок в с. Щаднево Ильинского р-на Ивановской области (тоже бывшие ростовские земли) одна из бабушек-информаторов рассказывала нам о «каменной бабе» у леса. Эта «баба» описывалась ею, как «большой высокий камень с грудью». Говорила, что с детства помнит, что у неё «вроде как лицо было и косы». Очень жалею сейчас, что ходили мы тогда без диктофонов и все записи велись наспех «на коленке». Мы тогда были озадачены поисками другого интересного объекта, поэтому писала я всё через слово, к сожалению… Бабуля говорила об окаменевшей «за грехи» женщине, которой нужно было дойти не оборачиваясь до леса, а она не утерпела и обернулась… Высотой камень был до 1,5 метров. Очень надеюсь, что в Щадневе ещё могут найтись люди, которые помнят этот камень…
3) В Горбищевском урочище, что недалеко от с. Ильинское-Хованское. Опять же у Титова А.А. есть сведения, что в этом месте так же бытовало предание о «каменной бабе», стоявшей близ одного из многочисленных курганов. По приказу местного помещика в конце 19 в. она была зарыта, но на её существование указывал и Федор Никольский в своём «Путеводителе по Ярославской губернии».
4) Берендеево болото. Знаменитый камень именуемый – «Каменная баба», «Синяя баба», или камень «Баба-яга», который издавна считался, чуть ли не главной легендарной достопримечательностью Берендеева болота. Проведенный анализ источников и полевые исследования позволяют сделать однозначный вывод о реальности существования данного объекта на окраине Берендеева болота. Более того, я готова утверждать, что в этом месте стояло сразу две «каменных бабы» - одна у с. Чернецкое в р-не «Орининого ручья», а другая у пос. Волчья гора. У села Чернецкое до сих пор летом совершается явно «очистительный» крестных ход, а сам ручей обладает отрицательным сакральным значением, что само по себе уже редчайший случай!
Если основываться на описании «берендеевской» и «щадневской» бабы – высота, грудь, косы на груди, то сам собою напрашивается вывод, что бабы эти – половецкие. А значит выглядеть они могли примерно так, как на фото. Ареал преданий о «каменных бабах» локализован углом - стыком Ярославской, Владимирской и Ивановской областей. Историки имеют некоторые данные о службе половцев переславскому князю, но серьёзных исследований на эту тему мне видеть не довелось.
К вопросу о "половецком следе"...
ОтветитьУдалитьИзвестно, что в 1852 г. А.С. Уваровым в окрестностях г. Юрьева Польского Владимирской губернии был обнаружен курган с захоронением «какого-то кочевника», датированный XII-XIII вв.
См.: Спицын А.А. Кочевнический курган близ гор[ода] Юрьева Польского // Известия Археологической комиссии. Спб., 1905. Вып. 15. С. 83.
Ой, спасибо... Не знала! На археологической конференции в октябре 2010 г. в Ярославле в докладе А. Энговатовой и её коллег была дана информация о многоплановом изучении ярославского братского захоронения в р-не Успенского собора. Так вот, по реконструкции кожаной обуви одного из погребенных был сделан вывод о том, что это кочевник. При чем ближайшие аналоги - именно половецкие. И сражался он на стороне ярославцев!
ОтветитьУдалитьКакие бабы б ни были,
ОтветитьУдалитьСе - половецкие жены!))