четверг, 7 июля 2011 г.

Никогда такого не было и вот опять...



Эта крылатая фраза Черномырдина почему-то вспомнилась, когда я обратил внимание на изменения во внешнем облике Ростовского собора. Леса постепенно снимают и new concept реставраторов предстает во всей красе.




Напомню, что, как открыл А.Г. Мельник, собор был построен в начале 16 века неизвестным итальянским мастером. Мельник, даже, называет примерную дату, но я ее сейчас не припомню. Что-то около 1511 г.?
Для нас важно, что, как выявил тот же Мельник, декорация собора существенным образом отличалась от привычной нам. Итальянец применил типичную цветовую схему эпохи Возрождения. Сочетание красного кирпича и белокаменных деталей. И дело не только в декорации. Цветовым решением безвестный итальянец подчеркнул существенное для него - конструкцию собора. Выделил несущие элементы. Боюсь переврать Мельника, но для итальянца существенным элементом красоты его сооружения была красота, гармоничность конструкции. Они ведь были инженеры. Пусть средневековые, но инженеры. И воспринимали красоту конструкции примерно так же, как современные авиастроители. Красиво - значит полетит. И вот, этот итальянский парень разложил нам на фасадах собора всю его конструктивную схему. Давайте, типа, восхищаться вместе. 
И действительно. "Летит". Расположенный рядом кремль, построенный на 150 лет позже, непрерывно разрушается. Если бы не усилия общественности 19 века и реставраторов - он бы не дожил до нашего времени. Да и сейчас его приходится постоянно ремонтировать. А собор не дал ни одной трещины. Вот, что значит - настоящий инженер. И настоящая конструкция.

В истории России вплоть до 18-19 вв. на смену иноземным инженерам всегда приходили местные мастера. Не инженеры. Со своим пониманием существа дела и, соответственно, со своей эстетикой. Уже в 16 или в 17 веке Ростовский собор сплошь забелили. В 17 веке он, вероятно, был кремовато-розовым, как расположенный по-соседству Ростовский кремль. Инженерная эстетика сложной и совершенной конструкции громадного здания отошла на дальний план. Мельник, кстати, и в этой сплошной побелке видит свои плюсы. Она предохраняла белый камень от внешних воздействий. Он хрупкий, как известно. А эти наши кислотные дожди и прочие воздействия. Ну, сами понимаете...

Казалось бы, у реставраторов выбор невелик. Можно, конечно, попытаться восстановить самый первый, "итальянский" облик собора. Красно-белый. Красный кирпич - белый камень. Но, боюсь, это было бы слишком радикально. Мы уже привыкли. 
Но дело не только в нашей привычке. Рядом с собором появились новые сооружения. Парадный фасад кремля и звонница. Цветовое решение всех этих трех сооружений, видимо, "привели в соответствие" уже во второй половине 17 века, при Ионе. Тот самый кремовато-розовый цвет. Цвет Горнего Иерусалима. Сложился единый ансамбль. И не считаться с этим - невозможно.

Но реставраторы, как мы видим на фотографиях, выбрали свой путь. "Средний". Белокаменные лопатки и, кажется, другие детали, расчищают. А вот красный кирпич забелили. Но не тем, ионинским, кремовато-розовым, горним, цветом. Просто снежно-белым. В результате - собор приобретает совершенно новый образ. Желтовато-кремовый цвет вычищенных белокаменных элементов на фоне снежно-белых стен.Теплое - на фоне холодного.  
Не итальянец. И не митрополит Иона.Нечто новое. Невиданное.

А как же единый ансамбль собора, кремля и звонницы на Соборной площади Ростова? - Ансамбль, восходящий к творчеству митрополита Ионы? 
Зачем им пожертвовали?
Зачем это собственное творчество? 
Зачем это самовольство?
Оказывается, реставрация - это новация?

Никогда такого не было - и вот опять...

2 комментария:

  1. Апдейт.
    Я совсем забыл про проект реставрации собора, автором которого является Баниге. Проект, утвержденный во всех необходимых инстанциях, предусматривает вполне определенный декор собора. В частности - ту самую кремовато-белую побелку. Известь с добавлением толченого кирпича.
    Значит ли это, что в проект внесены изменения и он (проект) законным образом скорректирован? Или проект Баниге просто проигнорировали? Как вообще такое могло случиться?

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, ведь "хотели же, как лучше, а получилось как всегда" )))

    ОтветитьУдалить

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...