вторник, 12 августа 2014 г.

Описание Ростовской соборной звонницы столетней давности

К 25-летию основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом

Сто лет назад в свет вышла книга В. Талицкого о Ростовском Успенском соборе. Отдельная глава в ней посвящалась соборной звоннице, ее колоколам и звонам. Мы предлагаем этот текст вниманию наших читателей.

Колокола Ростовской соборной звонницы. Фото Ильи Мельникова
Соборная колокольня и ростовские звоны

Близ самого собора, в юго-восточной стороне ограды, совершенно отдельным зданием стоить соборная колокольня.
Под колокольней находится маленькая церковь в честь Входа Господня во Иерусалим; служба в ней бывает только в храмовой праздник – в Вербное воскресенье.
Колокольня построена митрополитом Ионою Сысоевичем, в один ярус, и имеет продолговатую форму. Длина ее 15 саж., ширина 5 саж. и высота 10 саж. Северная (левая) часть колокольни несколько выше остальной галереи и здесь висит самый большой колокол «Сысой», весом в 2000 пуд. Всех колоколов 13, из них три, наибольшие, слиты «тщанием митрополита Ионы», – а именно:
а) Сысой, названный так по имени отца митрополита Ионы. На нём надпись: «Лета 7197 (1689) ноемврия в 11 день, при державе Великих Государей и Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великия Государыни Благоверныя царевны и Великия Княжны Софии Алексиевны всея великия, малыя и белыя России Самодержцев, и при благоверных Государынях и Великих княжнах Наталии Кирилловне, Параскеве Феодоровне, Марфе Матвеевне, и при Великом Господине Святейшем Кир Иоакиме, Патриархе Московском и всея России, тщанием и радением Преосвященнаго Ионы, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго. Лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы и Великих Ростовских чудотворцев Леонтия, Исаия и Игнатия Епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев, а весу в сем колоколе две тысячи пудов».
б) Полиелейный, весом в 1000 пуд, слит 1683 года, октября в 30-й день, а «лил сей колокол мастер Филипп Андреев с сыном своим Киприаном».
в) Лебедь, весом в 500 пуд, слит 1682 года, марта в 1-й день, а «лил мастер Филипп Андреев».
Следующий по весу колокол, Голодарь, в 171 п. 5 ф., вылит в 1856 году. Голодарем он называется потому, что в него благовестят в великий пост к заутрени, к часам и к великому повечерию (в него же благовестят и к малой вечерне всегда). На средине сего колокола, между головою и краями его, находятся четыре рельефные изображения Божией Матери Владимирской, святителя Леонтия, св. Исаия и св. Игнатия; между ними по три херувима.
По словам о. Аристарха Израилева, – «этот четвертый колокол «Голодарь» по тону нисколько не гармонирует с тремя большими колоколами». «Негармоничность его произошла оттого, что он отлит был вместо прежнего, разбитого, и при отливании его не обратили внимания на тон его, а позаботились только о том, чтобы он был потяжельше прежнего, да побольше имел бы на себе рельефных изображений».
Пятый колокол Баран, весом в 80 пуд., вылит в 1654 году, при митрополите Ионе, «в Ростов, к соборной и апостольстей церкви», лил сей колокол мастер Емельян Данилов.
Следующие колокола: Красный, в 30 пуд., Козел, в 20 пуд., остальные без имени, кроме 12-го и 13-го, называемых Зазвонные 1-й и 2-й.
На восточной стене собора повешен маленький колокол, Ясак, которым дается знать звонарю на колокольне о времени благовеста или звона.



Звон ростовских колоколов давно известен как своею благозвучностью, так равно и замечательно стройным подбором тона. В прежние времена звонари звонили по нотам, но, затем, ноты эти затерялись и звонари передают теперь друг другу «на слух» искусство звонить по-прежнему.
Звон имеет в настоящее время четыре настроя: три старинные – «Ионинский», «Иоакимовский» и «Георгиевский» (по имени архипастырей Ростовских: Ионы Сысоевича, митрополита Иоакима и архиеп. Георгия Дашкова); и четвертый, новейший, «Ионафановский», составленный о. протоиереем Аристархом Израилевым в честь бывшего архиепископа Ростовского и Ярославского Ионафана.
Первый настрой – один перевод колоколов без пересечки, служит основанием для остальных настроев; второй – с пересечкой; третий – также с пересечкой, при которой звонари ударяют во все колокола в один раз. При втором настрое ряд звуков выражает как бы слова старинного концерта «Пойте Богу нашему», а при третьем песнь «С нами Бог».
Обычно посещающие Ростов слушают звон в самой ограде соборной, но, по словам г. Смоленского [Смоленский С.В. «О колокольном звоне в России». СПб., 1907], «нужно отъехать с версту от Ростова по озеру и послушать звон оттуда, в тихую погоду, чтобы понять, что получается из ростовских звонов издали. Гармонии тянутся долго, то замирая, то усиливаясь ... В воздухе как бы раздается торжественный хорал необычайно мягких, протяжных аккордов. Они меняются совершенно неожиданно и из производимых звуков составляются какие-то чудные сочетания, переполняющие душу полным восторгом. Это именно «неземная музыка», и не знаю я, есть ли ещё в России что-либо сходное со звоном в Ростове Великом…».
В.В. Талицкий
Талицкий В. Ростовский Успенский собор. М., 1913. Раздел: Соборная колокольня и ростовские звоны. С. 58-61.

Автор публикации: Алла Виденеева 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О достоверности воспоминаний

Попалось в сети, заинтересовало "ростовской" темой - см. ниже цитата. А сначала - мои рассуждения насчет цитаты. Нельзя со вс...