К 25-летию
основания Ассоциации колокольного искусства России в Ростове Великом
Сто лет назад в свет вышла книга В. Талицкого о Ростовском
Успенском соборе. Отдельная глава в ней посвящалась соборной звоннице, ее колоколам
и звонам. Мы предлагаем этот текст вниманию наших читателей.
Колокола Ростовской соборной звонницы. Фото Ильи Мельникова |
Соборная колокольня и ростовские звоны
Близ самого
собора, в юго-восточной стороне ограды, совершенно отдельным зданием стоить соборная колокольня.
Под
колокольней находится маленькая церковь в честь Входа Господня во Иерусалим; служба в ней бывает только в храмовой
праздник – в Вербное воскресенье.
Колокольня
построена митрополитом Ионою Сысоевичем, в один ярус, и имеет продолговатую
форму. Длина ее 15 саж., ширина 5 саж. и высота 10 саж. Северная (левая) часть
колокольни несколько выше остальной галереи и здесь висит самый большой колокол
«Сысой», весом в 2000 пуд. Всех колоколов
13, из них три, наибольшие, слиты «тщанием митрополита Ионы», – а именно:
а) Сысой, названный так по имени отца
митрополита Ионы. На нём надпись: «Лета 7197 (1689) ноемврия в 11 день, при
державе Великих Государей и Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра
Алексеевича и Великия Государыни Благоверныя царевны и Великия Княжны Софии
Алексиевны всея великия, малыя и белыя России Самодержцев, и при благоверных
Государынях и Великих княжнах Наталии Кирилловне, Параскеве Феодоровне, Марфе
Матвеевне, и при Великом Господине Святейшем Кир Иоакиме, Патриархе Московском
и всея России, тщанием и радением Преосвященнаго Ионы, митрополита Ростовскаго
и Ярославскаго. Лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви
Успения Пресвятыя Богородицы и Великих Ростовских чудотворцев Леонтия, Исаия и
Игнатия Епископов; а лил колокол мастер Флор Терентьев, а весу в сем колоколе
две тысячи пудов».
б) Полиелейный, весом в 1000 пуд, слит
1683 года, октября в 30-й день, а «лил сей колокол мастер Филипп Андреев с
сыном своим Киприаном».
в) Лебедь, весом в 500 пуд, слит 1682
года, марта в 1-й день, а «лил мастер Филипп Андреев».
Следующий по
весу колокол, Голодарь, в 171 п. 5
ф., вылит в 1856 году. Голодарем он называется потому, что в него благовестят в
великий пост к заутрени, к часам и к великому повечерию (в него же благовестят
и к малой вечерне всегда). На средине сего колокола, между головою и краями
его, находятся четыре рельефные изображения Божией Матери Владимирской,
святителя Леонтия, св. Исаия и св. Игнатия; между ними по три херувима.
По словам о.
Аристарха Израилева, – «этот четвертый колокол «Голодарь» по тону нисколько не
гармонирует с тремя большими колоколами». «Негармоничность его произошла
оттого, что он отлит был вместо прежнего, разбитого, и при отливании его не
обратили внимания на тон его, а позаботились только о том, чтобы он был
потяжельше прежнего, да побольше имел бы на себе рельефных изображений».
Пятый колокол Баран, весом в 80 пуд., вылит в 1654
году, при митрополите Ионе, «в Ростов, к соборной и апостольстей церкви», лил
сей колокол мастер Емельян Данилов.
Следующие
колокола: Красный, в 30 пуд., Козел, в 20 пуд., остальные без имени,
кроме 12-го и 13-го, называемых Зазвонные
1-й и 2-й.
На восточной
стене собора повешен маленький колокол, Ясак, которым дается знать звонарю на
колокольне о времени благовеста или звона.
Звон ростовских колоколов давно
известен как своею благозвучностью, так равно и замечательно стройным подбором
тона. В прежние времена звонари звонили по нотам, но, затем, ноты эти
затерялись и звонари передают теперь друг другу «на слух» искусство звонить
по-прежнему.
Звон имеет в
настоящее время четыре настроя: три старинные – «Ионинский», «Иоакимовский» и
«Георгиевский» (по имени архипастырей Ростовских: Ионы Сысоевича, митрополита
Иоакима и архиеп. Георгия Дашкова); и четвертый, новейший, «Ионафановский»,
составленный о. протоиереем Аристархом Израилевым в честь бывшего архиепископа
Ростовского и Ярославского Ионафана.
Первый настрой
– один перевод колоколов без пересечки, служит основанием для остальных
настроев; второй – с пересечкой; третий – также с пересечкой, при которой
звонари ударяют во все колокола в один раз. При втором настрое ряд звуков выражает
как бы слова старинного концерта «Пойте Богу нашему», а при третьем песнь «С
нами Бог».
Обычно
посещающие Ростов слушают звон в самой ограде соборной, но, по словам
г. Смоленского [Смоленский С.В.
«О колокольном звоне в России». СПб., 1907], «нужно отъехать с версту от
Ростова по озеру и послушать звон оттуда, в тихую погоду, чтобы понять, что
получается из ростовских звонов издали. Гармонии тянутся долго, то замирая, то
усиливаясь ... В воздухе как бы раздается торжественный хорал необычайно
мягких, протяжных аккордов. Они меняются совершенно неожиданно и из
производимых звуков составляются какие-то чудные сочетания, переполняющие душу
полным восторгом. Это именно «неземная музыка», и не знаю я, есть ли ещё в
России что-либо сходное со звоном в Ростове Великом…».
В.В. Талицкий
Талицкий В. Ростовский Успенский собор. М., 1913. Раздел: Соборная
колокольня и ростовские звоны. С. 58-61.
Автор публикации: Алла Виденеева
Комментариев нет:
Отправить комментарий