четверг, 20 февраля 2014 г.

Иван Васильевич Кусов и ростовцы

Данная статья была написана в "Ростовскую старину" - приложение к газете "Ростовский вестник". Но тот последний номер в августе 2013 г. уже не вышел...

Кипренский Орест Адамович (1782-1836): Портрет И.В. Кусова. 1808 г.
Холст, масло. 90х78. ГРМ.


Имя петербургского 1-й гильдии купца Ивана Васильевича Кусова было довольно широко известно не только в России, но и в Европе. Сын и наследник купца-миллионера Василия Григорьевича Кусова, коммерции советник. Иван Васильевич родился 7 января 1750 г., а умер 18 августа 1819 г. Унаследовав в 1788 г. обширное торговое дело от отца, значительно расширил его. Главной конторой в Петербурге заведовал он сам, а обширными конторами в Москве и в Амстердаме управлял через своих сыновей. Был одним из учредителей Российско-Американской компании. Основал в Петербурге сахарную фабрику, поташный, водочный и кожевенные заводы. С 1800 г. и до своей смерти являлся членом совета Коммерческого училища, с 1818 г. — членом Совета государственных кредитных установлений. В 1799 г. был вместе с пятью другими представителями петербургского купечества приглашен к заседаниям Совета при Императорском Дворе, на которых обсуждались вопросы об изменении некоторых таможенных пошлин. Иван Васильевич известен широкой благотворительностью, славился своим хлебосольством. В 1800 г. получил орден св. Иоанна Иерусалимского, в 1818 г. — орден св. Владимира 4 степени. Император Александр I лично знал И.В. Кусова и неоднократно удостаивал его своим посещением. Государь нередко, по свидетельству современников, трапезничал в кругу кусовской семьи. Многочисленные наследники Ивана Васильевича, после раздела, уже не отличались богатством, но сохранили почетное положение в петербургском купечестве. Торговые операции по 1-й гильдии продолжали только старшие сыновья Алексей и Николай, получившие дворянство.
Известен купец Кусов и в Ростове. Именно он спас от разорения Алексея Григорьевича Кекина (1741-1802), промышлявшего рискованной торговлей по Оренбургскому краю, с Бухарой. Вот как пишет об этом в своих «записях» Алексей Леонтьевич Кекин [Расшифровка рукописи: И.В. Сагнак, Е.И. Крестьянинова]: «Во все разы грабления караванов попадали и Кекины; и в один такой разгром попал Алексей Григорьевич Кекин. Так ограбили его, что, по возвращении из Бухары остатков каравана, у А.Г., по продаже им Бухарских товаров, оказалось капиталу ровно столько, сколько он был должен, а собственный весь погиб. Так, продавши товар и собрав деньги, стал затем платить всем 1 р[убль] за 1 р[убль]. Многие кредиторы, зная дело, удивлялись тому. В числе прочих А.Г. был должен С.-Пб[ургскому] купцу Кусову 120.000 р. на тогдашния деньги; и, собравши деньги, приехал в Петербург и принес Кусову 120.000 р. все сполна; но тот, имея с ним много лет дела, отдал ему назад 40.000 р. в долг на покупку других товаров, и сам, имеющих[ся] у него своих товаров, отпустил в долг А.Г. на 50.000 р. Этот кредит Кусова пошел в пользу А[лексею] Г[ригорьевичу] и он вскоре возвратил потерянный капитал, вновь взявшись за Бухарскую торговлю и Хивинскую. Однако, торговля эта, принося пользу, вся была основана на риске потерять все имущество; и так как грабежи и в 1800-х годах еще не прекращались, то А.Г. Кекин завещал детям прекратить это дело, что в нем не только можно потерять состояние, но и лишиться честнаго имени. И так дети совершенно прекратили». Видимо от того, что имя купца Кусова Алексей Леонтьевич не упоминает, в последующих публикациях о Кекиных имя Ивана Васильевича не прозвучало.
Тем не менее, И.В. Кусов имел с Ростовом непосредственные торговые связи. Маклерская книга Ростова за 1806 г. содержит договор, подписанный 21 февраля, во время ростовской ярмарки, от имени коммерции советника и кавалера Ивана Васильевича Кусова, его комиссионером, крестьянином с. Поречья-Рыбного Семеном Афанасьевым Костылевым с ростовскими крестьянами Иваном Евдокимовым, Петром Егоровым и Никифором Григорьевым. Согласно договору, Иван, Петр и Никифор приняли от Костылева 53 «туков» воска, весом в 393 пуда 23 фунта и обязались доставить его в Петербург на их собственных подводах, «во всякой целости зимними или летними повозками к показанному господину Кусову». За провоз воска им причиталось получить по 70 коп. с каждого пуда. Кроме воска, крестьяне приняли от Костылева, для Кусова, 11 бочек поташа, весом с деревом 316 пуд. 3 фунта. За провоз поташа им предстояло получить по 65 коп. с пуда. При подписании договора, перевозчики получили от Костылева аванс 145 руб. или «треть всей провозной цены». Вторую треть оплаты им полагалось получить в Вышнем Волочке, а последнюю треть – в Петербурге, при передаче товара Кусову. Таким образом, поташ для своего петербургского завода Иван Васильевич Кусов приобретал вместе с некоторыми другими товарами, через своего комиссионера Семена Костылева на ростовской ярмарке.
В 1808 г. Семен Афанасьевич Костылев выкупился на волю, записался во 2-ю гильдию ростовского купечества. 24 августа 1823 г. С.А. Костылев принимал в Поречье, в своем бывшем каменном двухэтажном доме императора Александра I. Ярославский краевед Ф..Я. Никольский в 1848 г. отметил: «…император с любопытством осматривал комнаты своей квартиры, благосклонно беседовал с хозяином о его хозяйстве и, наконец, увидев на стене портрет Санкт-Петербургского купца Кусова, спросил Костылева: – По какому случаю здесь этот портрет? – Я торговал вместе с Кусовым, - отвечал хозяин…». Интерьер дома, где останавливался император, отмечает в 1885 г. Н.П. Столпянский, крестьянами тщательно сохранялся. Известняковая могильная плита купца 2-й гильдии С.А. Костылева была обнаружена в 2006 г. при реставрации собора Петра и Павла в Поречье и установлена перед его алтарем, в мемориальном некрополе.
Связи Ивана Васильевича Кусова с Ростовом и ростовцами еще предстоит тщательно изучить.
Источники:
ГМЗРК. Р-468. Рукопись была прочитана и переведена И.В. Сагнаком (3/4 объема) и Е.И. Крестьяниновой (1/4 объема).
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3445. Л. 30 - 30 об.
РФ ГАЯО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 847. Л. 5 об.
РГАДА. Ф. 1273. Оп. 1. Д. 679. Л. 82.
Никольский Ф.Я. Село Поречье-Рыбное Ростовского уезда // ЯГВ. 1848. Неоф. ч.
№37 – 43.
Столпянский Н.П. Промыслы в селе Поречье-Рыбном Ростовского уезда
Ярославской губернии // Труды комиссии по исследованию кустарной промыш-
ленности в России. СПб., 1885.

ГМЗРК. А – 1940. Отчет экспедиции 2006.


Дом С.А. Костылева в Поречье-Рыбном. Фото: А.Г. Морозов, 18.11.2011.

Могильная плита С.А. Костылева. Фото: А.Г. Морозов, 17.08.2006. 

Мемориальный некрополь у алтаря собора Петра и Павла в Поречье-Рыбном.
Фото здесь и ниже: А.Г. Морозов, 17.08.2006.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...