пятница, 14 февраля 2014 г.

Земляная (голландская) крепость Ростова Великого в 1848 г.

Как это современно! История повторяется.
Как все-таки велико стремление необразованных торгашей срыть валы!

Особенно мне понравились две фразы из заявления и.о. городского головы П.В. Хлебникова:

«По сему случаю я за нужное поставляю доложить Градской Думе о учинении надлежайшим образом исследования о том, кем меньшой вал как древнее крепостное укрепление, уничтожен и по какому случаю»

«оба показанные земляные вала принадлежат к древним сооружениям, на сохранение коих обращено особенное внимание Государя Императора»


На рисунке: место малого вала, утраченного к 1848 г. на аэроснимке igor113


Далее делаю перепост статьи Т.В. Колбасовой (Опубликовано: «Ростовская старина», № 124, 29 ноября 2005). Цифровая версия: в блоге Ростовская старина http://starina.blog.ru/47887507.html

В августе 1848 г. исправляющий должность городского головы Петр Хлебников обратился в Ростовскую городскую думу с заявлением: «В январе месяце сего 1848 года сгорели два трактирных балагана вольноотпущенного крестьянина Ивана Шугоркина находящиеся между большим и меньшим земляным валами, …и после означенного пожара оказалось, что меньшой вал по всему протяжению балагана срыт, тогда как оба показанные земляные вала принадлежат к древним сооружениям, на сохранение коих обращено особенное внимание Государя Императора. По сему случаю я за нужное поставляю доложить Градской Думе о учинении надлежайшим образом исследования о том, кем меньшой вал как древнее крепостное укрепление, уничтожен и по какому случаю; а между тем понудить Шугоркина, чтобы он общественное место после сгоревших его балаганов очистил немедленно…».

Дума «по выслушании сего предложения приказала: …в здешнюю Градскую полицию сообщить, дабы благоволила учинить надлежайшим образом исследование, кем уничтожен меньшой земляной вал, находившийся между сгоревшими двумя деревянными трактирными балаганами крестьянина Ивана Шугоркина … а между тем благоволит полиция обязать крестьянина Шугоркина подпискою, чтобы он общественное место после сгоревших его балаганов очистил немедленно и эту подписку Шугоркина переслать в Думу…»


Городская полиция производила расследование обстоятельств срытия земляного вала: «…По учиненному полициею при Гласном сей Думы Фигурине и сторонних людях свидетельству оказалось: 1. меньшой земляной вал срыт по всему протяжению балагана принадлежавшего прежде умершему купцу Алексею Соколову мерою всего 23 сажени. 2. сын онаго купца Алексея Соколова мещанин Иван Соколов показал, что в то время когда балаган крестьянина Шугоркина находившийся между большим и меньшим земляными валами принадлежал его отцу – меньшой вал существовал, а кем он уничтожен, когда именно и по какому случаю ему то неизвестно, ибо спереди вала находился забор и ворота закрывали оный, а спрошенные под присягою четверо торговцев железного ряда находящегося противу сгоревших трактирных балаганов крестьянина Шугоркина: Ростовские купцы Василий Семеновский, Семен Орешников, купецкий брат Василий Голицын и купецкий сын Федор Федорович Бабурин и живущий близ тех сгоревших балаганов Шугоркина купецкий сын Федор Семенов Шмагин и мещанская вдова Катерина Яковлева Осоргина отозвались первые четверо, что кем именно и когда уничтожен меньшой вал земляной, находившийся между двумя деревянными балаганами крестьянина Шугоркина и по какому случаю такое уничтожение произошло – они не знают. Ибо спереди противу того вала были ворота; а последние двое Шмагин и Осоргин, что кем уничтожен означенный вал, когда и по какому случаю произошло уничтожение онаго они не знают и не видали. 3. Крестьянин Иван Шугоркин показал, что балаган выстроен был еще умершим купцом Алексеем Соколовым, а по смерти его конкурсным управляющим продан с публичнаго торга Ярославскому купцу Асафу Познякову половину онаго в 1840 г. 31 янв. Позняков продал ему Шугоркину а другую Ярославскому купцу Николаю Григорьеву Киселеву после ж в 1843 г. 18 февр. он Шугоркин купил Киселевскую половину. В капитальных стенах здания кроме некоторых незначительных поправок под старой крышей никаких изменений и прибавлений он Шугоркин со своей стороны не делал и самого здания не распространял, следовательно, и в уничтожении вала надобности не имел; при том же когда он покупал этот балаган, то вал уже не существовал, а когда и кем он уничтожен ему Шугоркину неизвестно.
4. противу сего показания крестьянина Шугоркина спрошенные Ярославскою Городскою Полициею тамошние купецкий сын Филарет Асафов Позняков и купецкий сын Николай Григорьев Киселев отозвались. Позняков, что отец его ярославский купец Асаф Позняков помер в 1844 г., а от того когда и в каком виде родителем его были проданы крестьянину Ивану Шугоркину в городе Ростове балаган сгоревший близ существующего вала… не знает и о сем предмете вовсе ничего показать не может. Киселев, что он купил балаган обще с крестьянином Шугоркиным и по прошествии некоторого времени половину свою перепродал ему Шугоркину и в то время был ли земляной вал он припомнить не может, а кем уничтожен не знает более потому, что он в городе Ростове постоянного жительства не имеет. Приказали: …отнестись в здешний городовой магистрат дабы благоволил вытребовать из показанного конкурсного управления засвидетельствованные копии с описи трактирному балагану умершего купца Алексея Соколова и торгового листа, а равно и сведений нет ли по производству другой какой видимости существовал ли меньшой земляной вал, тогда когда продавался балаган Соколова? И все это доставить в сию Думу…».
Однако и это не прояснило вопрос, кто же виновен в срытии малого земляного вала. 14 июля 1849 г. Ростовская дума получила сообщение от конкурсного управления, учрежденного по долгам умершего ростовского купца А. Д. Соколова: «Сие управление уведомляет, что в производстве дела по долгам Соколова не видно, был ли меньшой земляной вал или нет, а для видимости при сем предоставляет засвидетельствованные копии, с описи и торгового листа, сгоревшего трактирного балагана, прежде бывшего умершего купца Алексея Соколова, находившемуся в прорыве земляного вала, идучи к Благовещенской и Введенской улицам…».
Итак, несмотря на все усилия городского головы П. В. Хлебникова, городской думы и полиции, виновный в срытии малого земляного вала так и не был найден.
---

А балаганы все-таки построили....

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...