Попалось в сети, заинтересовало "ростовской" темой - см. ниже цитата.
А сначала - мои рассуждения насчет цитаты.
Нельзя со всей доверчивостью относиться к воспоминаниям, обязательно соотносить с реальными историческими событиями. Критиковать надо источник, попросту говоря. Рассмотрим этот "ростовский" фрагмент мемуаров. Попробуем разобрать, чему же мемуарист был свидетелем, а что с чужих слов дает.
А сначала - мои рассуждения насчет цитаты.
Нельзя со всей доверчивостью относиться к воспоминаниям, обязательно соотносить с реальными историческими событиями. Критиковать надо источник, попросту говоря. Рассмотрим этот "ростовский" фрагмент мемуаров. Попробуем разобрать, чему же мемуарист был свидетелем, а что с чужих слов дает.
В 1919 году семья перебралась в Ростов Яросл., где бытовала четыре года. То есть - в Ростов прибыла мемуаристка примерно так в полтора года и наблюдала местную жизнь до 1923/24 года.
Несомненно, помнит она няню и собаку. О том, что няня - бывшая монахиня - есть смысл подумать.
В Ростове в ту пору было два женских монастыря - Рождественский + эвакуированный в связи с войной Евфросиньевский Полоцкий. Полоцкие монахини отъехали в начале 1920х. Рождественский оставался действующим года примерно до 1926 - когда мемуаристку из Ростова уже увезли. Так что тезис о монахине Нюре оказывается сомнителен - чтоб наняться в няньки, она прежде должна была бы покинуть монастырь, хотя бы по случаю его закрытия.
Мемуаристка помнит няню Нюру и собаку Гектора. Скорее всего, няня лишь внешне походила на монахиню, обосновывать ее появление в семье закрытием монастырей оснований нет.
О дедушке. Да, законоучителем в Кекинской гимназии с 1911 года был Александр Васильевич Троицкий. В каком таком знаменитом храме он служил - мемуаристка не знает.
История о споре с царем в 1913 году при освящении алтаря подтверждения в изданиях об этом событии не находит. Как нет и сведений о том, что такое освящение вообще имело место.
Между тем программа празднования в Ростове была составлена заблаговременно.
Ссылки на рассказы кузины выглядят смешновато. Взять хотя бы это: "дед Александр Троицкий был архиерей или архимандрит" )) И далее: "Жил он со своей семьёй в Кремле Ростова". Архиерей или архимандрит, живущий со своей семьей - это занятно)
Как можно предположить, кузина - младше мемуаристки. Отец Валерии Алексей - 1894 г.р., отец кузины Дмитрий - 1899 г. Священник Ал-др Троицкий умер в 1920-х. То есть кузина Ирина то, что рассказывает Валерии, - знает в пересказе третьих лиц, даже не самого деда.
Насчет все того же спора с царем и увольнении из законоучителей гимназии: в гимназии с момента ее устройства Закон Божий преподавал Чуфаровский, с 1911 г. - Троицкий. До прекращения предмета в 1918, кажется, году.
Несомненно, помнит она няню и собаку. О том, что няня - бывшая монахиня - есть смысл подумать.
В Ростове в ту пору было два женских монастыря - Рождественский + эвакуированный в связи с войной Евфросиньевский Полоцкий. Полоцкие монахини отъехали в начале 1920х. Рождественский оставался действующим года примерно до 1926 - когда мемуаристку из Ростова уже увезли. Так что тезис о монахине Нюре оказывается сомнителен - чтоб наняться в няньки, она прежде должна была бы покинуть монастырь, хотя бы по случаю его закрытия.
Мемуаристка помнит няню Нюру и собаку Гектора. Скорее всего, няня лишь внешне походила на монахиню, обосновывать ее появление в семье закрытием монастырей оснований нет.
О дедушке. Да, законоучителем в Кекинской гимназии с 1911 года был Александр Васильевич Троицкий. В каком таком знаменитом храме он служил - мемуаристка не знает.
История о споре с царем в 1913 году при освящении алтаря подтверждения в изданиях об этом событии не находит. Как нет и сведений о том, что такое освящение вообще имело место.
Между тем программа празднования в Ростове была составлена заблаговременно.
Ссылки на рассказы кузины выглядят смешновато. Взять хотя бы это: "дед Александр Троицкий был архиерей или архимандрит" )) И далее: "Жил он со своей семьёй в Кремле Ростова". Архиерей или архимандрит, живущий со своей семьей - это занятно)
Как можно предположить, кузина - младше мемуаристки. Отец Валерии Алексей - 1894 г.р., отец кузины Дмитрий - 1899 г. Священник Ал-др Троицкий умер в 1920-х. То есть кузина Ирина то, что рассказывает Валерии, - знает в пересказе третьих лиц, даже не самого деда.
Насчет все того же спора с царем и увольнении из законоучителей гимназии: в гимназии с момента ее устройства Закон Божий преподавал Чуфаровский, с 1911 г. - Троицкий. До прекращения предмета в 1918, кажется, году.
Наконец, собственно цитата:
"В 1919 году, спасаясь от послереволюционного голода (в Петрограде было буквально нечего есть, питались кожурой от картошки), наша семья уехала в Ростов-Ярославский к папиному отцу, священнику Александру Троицкому. Мы прожили там четыре года.
По словам моей двоюродной сестры Ирины Дмитриевны Троицкой-Оффенгейм, которая сейчас живёт в Израиле, наш дед Александр Троицкий был архиерей или архимандрит. Жил он со своей семьёй в Кремле Ростова-Ярославского. У него было пятеро детей, всем дали высшее образование.
В Ростове Ирина Дмитриевна видела альбом, подаренный нашему деду на какой-то юбилей. Альбом роскошный, в кожаном переплёте, с металлической защёлкой, а наверху чеканка ростовского кремля. Внутри — фотографии отцов города. Такие подарки простому священнику не дарят.
Александр Троицкий преподавал закон божий в гимназии и иногда служил в церкви. Храм был очень знаменит в Ростове Ярославском (Великом). Существует семейное предание о том, что перед революцией, в 1913 году, когда исполнилось 300 лет дому Романовых, в Ростов Ярославский приехал последний царь Николай Второй, на освящение алтаря церкви, где служил мой дед, и у них возник спор. О чём они спорили — неизвестно, но результатом этого спора было то, что моему деду запретили преподавать в гимназии. Говорили, что есть документальная хроника о приезде в Ростов Ярославский Николая Второго. Может быть, там можно увидеть моего деда. Я же его совсем не помню, он умер рано, в двадцатых годах прошлого века.
В Ростове Ярославском у меня была очень хорошая няня, Анна Ивановна (Нюра), из монахинь. После революции большевики все монастыри закрыли, и многие монахини находили себе место в семьях, искренне привязывались к семье, где жили, и были необыкновенно честны и преданны. И ещё у меня был пёс, Гектор, ирландский сеттер, и я считаю, что Анна Ивановна и Гектор на том этапе жизни были моими самыми близкими друзьями. Они меня и воспитали."
Комментариев нет:
Отправить комментарий