четверг, 1 июня 2017 г.

Контракт «на рыбные ловли в ростовском озере Нере и реке Где», 1797 г.

Башков В. Г. Вид села Угодич с западной стороны и чудотворной иконы Божией Матери Молченския, находящейся в Богоявленской церкви. 1835. Фрагмент

Рыбный промысел издревле был основным занятием крестьян ростовских приозерных сел. В XVII в. благодаря этому промыслу село Поречье получает второе свое название - Рыбное. В 1709 г. Петр
I все права на ловлю рыбы в ростовском озере, входящих и исходящих в него реках передал приозерному селу Угодичи «…другим не в образец».

В «Дневной записке путешествия в Нижний Новгород…», написанной в 1786 г. граф Александр Владимирович Орлов, находясь с семьей в Поречье-Рыбном, пишет: «По сказкам пореченских крестьян, у которых кое о чем наведался, Ростовское озеро в длину пятнадцать, а в ширину от восьми до десяти верст. Оно не глубоко, заросло тиною, и вода его летом воняет. Рыбы в нем хотя и очень много, но не хороша, а летом и очень дурна. Мужики наши за рыбную ловлю в сем озере платят в год по 300 рублей». То есть, за право рыбной ловли поречские крестьяне платили жителям Угодич арендную плату. Размер ее постепенно вырос к началу XX в. до 1000 рублей в год.
В маклерских книгах города Ростова конца XVIII – начала XIX в. отложились тексты контрактов на рыбные ловли в ростовском озере Неро и реке Где (Ныне река Сара – А.М.), заключавшиеся крестьянами Поречья с крестьянами Угодичей, на срок в 3-4-5 лет. Рассмотрим один из таких документов.
10 июля 1797 г. Ростовского уезда, вотчины княгини Е.А. Голицыной, бурмистр села Угодичей Петр Никифоров Сафронов, по приказу княгини и ее родственника, помещика Филиппа Алексеевича Карр, заключил контракт с Ростовского уезда, вотчины графа В.Г. Орлова, бурмистром села Поречья Иваном Ивановым Марининым и рыбными ловцами этого села. Текст контракта написан скорописью, чернилами коричневого цвета. В тексте у помещиков указаны титулования: «Их Сиятельства», «Их благородие» и звания: «вдовствующая генерал-поручица», «господин генерал-поручик, действительный камергер», а отчества даны с «…вич». У бурмистров - фамилии, отчества – с «…ов», их должности, но что они действуют от своих вотчинных правлений.
Из документа явствует, что контракт заключался с публичного торга, очевидно в вотчинном правлении села Угодичей, куда прибыли в этот день бурмистр Маринин и рыбные ловцы села Поречья.
Порецкие крестьяне обязались иметь в принадлежавшим селу Угодичи «водным угодьям», а именно «во озере Нере и в реке во Где», рыбные ловли разными снастями. Ниже в контракте изложены определенные условия этого лова. Так, во время зимнего лова, рыбакам села Поречья запрещалось, с началом заморозков, ставить мережи и бирки или «бирюли», а также не портить лед в тех местах, «тонях», где в озере осуществлялась ловля неводом. За нарушение данного условия тем или иным рыбаком, на него налагался штраф в размере 2 рублей за каждую мережу в пользу Угодичского вотчинного правления. Ловля вершами в «тонях», где ставились неводы, запрещалась. Поречане имели право использовать верши в отдалении от таких «тоней», чтобы неводная жердь не могла задевать эти верши, а также непроходных, не годных для неводов «тонях». То есть, лов на озере неводом был для рыбаков села Поречья запрещен.
Прежде неводного зимнего лова на озере, над устьем реки Гды, порецкие рыбаки обязывались отводить «тычки» с согласия крестьян села Угодич и только на две «тони». В остальные зимние месяцы, весной, во время разлива «заводи» и летом рыбакам села Поречья дозволялось в озере иметь лов рыбы на равных условиях со всеми прочими, допущенными к ловле рыбаками. Отдельным условием в документе значится рыбная ловля в реке Где. Ловить рыбу в этой реке могли исключительно крестьяне села Поречья.
Помимо рыбной ловли, в тексте контракта, на озере, упоминается «дикий утиный лов». Порецким крестьянам дозволялось вовремя лета уток ловить их своими снастями «безоговорочно».
За лов рыбы крестьяне села Поречья обязались платить в вотчинное правление села Угодич по 500 рублей в год. Прописаны сроки действия контракта: с 3 сентября 1797 г. по 3 сентября 1801 г. То есть, четыре года. Ежегодная выплата указанной суммы за право лова рыбы была разбита на два срока - в первых числах сентября и марта.
В конце документа отмечается, что 25 сентября 1797 г. от рыбных ловцов села Поречья было получено 250 рублей, в счет уплаты «сентябрьской половины оброчной суммы».
26 сентября 1797 г. данный контракт был явлен порецким бурмистром Иваном Марининым в Ростове у маклерских дел. Текст контракта, с «подлинника», в маклерскую книгу под №103 записал маклер Алексей Привалов.
Ниже, другим почерком, чернилами черного цвета, следует подпись, что «Подлинной контракт Ростовского уезда села Поречья для отдачи бурмистру Ивану Иванычу Маринину получил выборой Никита Андреев Конюшев в чем и росписалса». Таким образом, поречский крестьянин, выборный, был грамотным, указал себя с отчеством и фамилией.
В целом, лов рыбы в реке и в озере проходил у крестьян села Поречья-Рыбного зимой по особым правилам, установленным еще в XVII в. Река делилась на участки от устья до мельничной плотины, причем мельничный омут сдавался в аренду с публичного торга. Ловили рыбу различными снастями – неводом в реке, мережами, вершею, саком, венделями, вылавливая до 12000 пудов на сумму до 40000 рублей в год. Сбыт рыбы производился не только в Поречье и Ростове, но и в столицах. Все рыболовные снасти изготовлялись самими поречскими рыбаками, которые часто упоминаются в указах и распоряжениях графа В.Г. Орлова, в переписке вотчинных контор по высылке их в Москву и другие имения.
Литература и источники:
Колбасова Т.В. Ростовскийрисовальщик Василий Григорьевич Башков. Материалы к словарю ростовских художников XVIII-XIX вв. // ИКРЗ 2004. Ростов, 2005. С. 271.
Столпянский Н.П. Промыслы в селе Поречье-Рыбном Ростовского уезда, Ярославской губернии // Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. СПб., 1885. С. 19.
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп 1. Д. 3103. Л. 55 об. – 56.
РГАДА. Ф.1273. Оп. 1. Д. 517. Л. 61, 68, 70, 112, 145; РФ ГАЯО. Ф. 225. Оп. 1. Т. 1. Д. 144. Л. 16 - 16 об.; Ф.113. Оп. 1. Д. 3. Л. 94.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...