Эта
оценка содержится в книге доктора
исторических наук Владимира Петровича Козлова (с 1997 г. профессор, член-корреспондент
РАН) «Тайны фальсификации: анализ
подделок исторических источников
XVIII—XIX веков. Пособие для студентов
вузов. M.: Аспект-Пресс, 1994. 270 с.; 2-е изд.
1996.» на с. 211-212.
В.П.
Козлов (специалист по архивному делу,
фальсификации исторических источников)
дает оценку творчества А.Я. Артынова в
связи с исследованием сфальсифцированного
Д.И.Минаевым «Сказания о Руси и о вечем
Олзе» (глава 14):
"Несмотря
на призыв издателя откликнуться на его
публикацию, нам неизвестны мнения первых
читателей «Сказания». Можно сказать,
что и впоследствии «Сказание» полностью
игнорировалось учеными, так как мы не
знаем ни одного его критического разбора.
Молчание — это тоже оценка откровенной
подделки, но так было до тех пор, пока
«Сказание» не попало в руки ростовского
краеведа — крестьянина села Угодич
А.Я. Артынова.
Это была
любопытная и по-своему интересная
личность, во многом характерная для
того типа исследователей-самоучек,
которые, заболев однажды недугом познания
прошлого, отдают своему увлечению немало
сил и энергии, но так и не
становятся профессионалами. Выросший
в семье, явно интересовавшейся прошлым
родного края, выучившись грамоте, Артынов
с энтузиазмом занялся созданием очерков
истории своей «малой родины» — Ростова
и его окрестностей. Его краеведческие
работы встретили поддержку столичных
ученых. Первые статьи Артынова,
опубликованные с их помощью, очевидно,
утвердили его в своем призвании. По
словам Н.Н. Воронина, посвятившего
историческим сочинениям Артынова
статью, его жизнь «ознаменовалась
гигантским писательским трудом». В
страсти писать и многократно переписывать
свои же сочинения у Артынова, по словам Воронина, было «нечто маниакальное»[ссылка на
статью Н.Н. Воронина].
В этом отношении он чем-то напоминает
Сулакадзева.
Артынов
по-своему стремился к историческим
знаниям. Тысячи страниц вышли из-под
его пера. Ослепший, он продолжал диктовать
уже не раз переписывавшуюся «Летопись
бытия временных лет Ростова Великого»[ссылка
на статью Н.Н. Воронина].
Однако горячее и искреннее увлечение
Артынова не было подкреплено
профессиональным умением. Прошлое
родного края он рисовал в духе лубочной
псевдоистории. К тому же из-за «ростовского
патриотизма» он не только вольно
обращался с источниками, по и не
останавливался перед весьма неискусной
их подделкой. В этом он не видел ничего
зазорного, простодушно заявляя, что
задачей своих работ ставит «приноровление»
к Ростову важных исторических событий.
Вот
почему, собирая «Предания» о Ростове,
Артынов наряду с
подлинными историческими источниками
в своих трудах ссылается на некую
летопись на бересте, обнаруживает едва
ли не абсолютное доверие даже к сказам.
Его сочинения — это
нагромождения фантастических рассказов
в сентиментально-романтическом духе,
на основе все той же уваровско-николаевской
триады. Наверное, если бы Артынов писал
о слонах, он непременно так или иначе
связал бы их с Ростовом.
Учитывая
сказанное, становится понятным, почему
«Сказанием попало в поле зрения Артынова.
Он стал обладателем списка памятника,
по расчетам Воронина, в апреле-мае
1869 г., когда принимал участие в работе
I Русского археологического
съезда.
В своих
сочинениях Артынов не раз использовал
«Сказание» в качестве
достоверного источника. Правда,
подавляющая часть их так и не увидела
света, поэтому «Сказание» оставалось
принадлежностью рукописной историографии.
Лишь совсем недавно оно вновь было
опубликовано Ворониным как образец
подделки первой половины XIX в.
Итак,
«Сказание» как достоверный и подлинный
исторический источник было проигнорировано
исторической наукой, если
не брать во внимание интерес, проявленный
к нему историком-самоучкой
Артыновым. О признаках подлога, мотивах
изготовления фальшивки, лице, рискнувшем
пойти на ее изготовление, мы расскажем
чуть ниже".
Комментариев нет:
Отправить комментарий