четверг, 31 марта 2016 г.

Панагия князя Темкина-Ростовского


Предмет, о котором пойдет речь, не археологического происхождения. Более того, первый исследователь предмета — В.Г. Пуцко — нашел упоминание о нем в документах Белогостицкого монастыря, что позволило связать его с конкретным человеком. Им оказался князь Михаил Михайлович Темкин-Ростовский. А это уже намного интереснее. Археологические предметы, как правило (за исключением свинцовых вислых печатей, берестяных грамот и др.), очень сложно связать с конкретными историческими деятелями.



"Лета 7174 (1656)*, марта в 8 день, по указу смиреннаго Ионы, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, его, митрополич, казначей старец Васьян отдал в домовый Белогостицкий монастырь архимандриту Антонию да казначею старцу Корнилию с братиею, после умершего боярина князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовскаго серебряную посуду; панагии - серебряную белую, резную с мощми, серебряную же резную на яшме с двумя изумрудами"
* правда, годом смерти М.М. Темкина считается 1661 г. Не исключено, что дата в публикации передана ошибочно. Этот вопрос нуждается в специальном исследовании. 


Сведения о камее:
Место хранения: ГМЗ «Ростовский кремль», Фонд «Прочее»
Инвентарный номер: Пр-376
Датировка камеиконец XII - начало XIII в. (до 1204 г.)
Материалкровавая яшма
Техникарезьба по камню
Размеры2,9х2,4х0,75 см
Происхождение: передана в музей из Ростовского Белогостицкого монастыря в 1897 г. В монастырь поступила по указу митрополита Ионы (Сысоевича) в 1656 г. после умершего боярина князя Михаила Михайловича Темкина Ростовского.
Музейная значимость: уникальный предмет
Описание (автор В.Г. Пуцко)
"Серебряная восьмигранная оправа камеи с лицевой стороны украшена сканью с мотивом спиралевидных завитков и мелких колечек, а также витой “веревочкой" По скани наложено четыре гнезда для камней, но сохранились лишь квадратный уральский изумруд вверху и овальный альмандин справа, в кастах, современных самой оправе.
Вверху два ушка - петли для крепления шарнира позже утраченного оглавия.

Оправа позолочена, за исключением пластинки, закрывающей оборот деревянного гнезда с камеей. Типологически скань должна быть отнесена к числу ее новгородских образцов рубежа ХV-ХVI вв.

В серебряную оправу заключена камея из темно-зеленой яшмы с кровавым пятном. На ней в высоком рельефе выполнено поясное изображение Богоматери-Ассунты, держащей руки на груди, ладонями наружу. По сторонам фигуры обычные греческие монограммы. Размер самой камеи 2,9 х 2,4; наибольшая толщина - 0,75 см.

В изображении Богоматери, представленной на ростовской камее, несколько удлиненный овал лица с тяжелым подбородком, крупный нос, полные губы. Мафорий собран в широкие складки и украшен над лбом четырьмя крестообразно расположенными точками. В трактовке полуфигуры обращают на себя внимание прежде всего ее массивность и весьма рационально использованный линейный элемент. Наиболее тщательно выполнено лицо, тогда как ладони рук переданы несколько небрежно и схематично. Неумело очерчен ломаной линией неправильной формы нимб, далекий от идеальной формы круга. И все же, при всех замеченных недочетах, резьба отличается большой выразительностью, свойственной сравнительно немногочисленным византийским камеям, а тем более их за падным подражаниям. Резчик вполне владел трудным ремеслом художественной обработки камня и явно был связан со столичной традицией рубежа ХIIIII вв."


Литература:
основная:
Пуцко В. Несколько византийских камей из древнерусских городов // Зборник радова Византолошког института. Београд, 1970. Т. XII. С. 126-129. Рис. 11; Пуцко В.Г. Византийская камея из Ростовского Белогостицкого монастыря // История и культура Ростовской земли. 1997. Ростов, 1998. С. 89-95.

упоминания:
Богословский И.Н. Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей, М.,
1911. С. 4; Иванов Д. А. Спутник по Ростову Великому Ярославской губернии. Ростов Великий, 1912. С. 61; Пуцко В.Г. Ростовские музейные были // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2013. Вып. XX. С. 174.

публикация изображения:
Банк А.В. Прикладное искусство Византии IХ-ХII вв. Очерки. M., 1978. Рис. 112; Пуцко В.Г. Константинополь и киевская пластика на рубеже XII-XIII вв. // Bizantinoslavica. Рraha. Т. LVII. Табл. III, 7.

Предмет можно увидеть в зале № 4 исторической экспозиции ("Ростовская земля с древнейших времен до конца XV века"), которая располагается на втором этаже Государских хором (Красная палата) Ростовского кремля. 
Авторы экспозиции: Алексей Каретников, Александр Мельник, Сергей Сазонов; художник — Константин Ляпин


Этим сообщением мы продолжаем публикацию предметов, представленных в исторической экспозиции. Предыдущие публикации: ПодвескаМечКопоушкаПодвеска коньковиднаяРеменной разделитель конской упряжиКрест, поставленный дьяком Стефаном Бородатым на могиле сына Ильи у ростовской церкви ВоскресенияПуговицаПрикладная печатьПодвескаЗастежкаПоделка из бересты с рисункомРукоять ножа,Кремневый ножСосуд дьяковской культуры, топорвождя


Текст – Алексей Каретников
Изображение – Елизавета Сверч, Сергей Григорьев


---

Michail Temkin Rostovsky panagia (cameo)

Object typepanagia (cameo)
Culture/period: Middle Ages
Date: end of XII - the beginning of XIII century. (Up to 1204)
Materials: jasper
Dimensions2,9х2,4х0,75 сm
Origin: from Rostov Belogostitsky monastery, 1897.
Storage: The State Museum-reserve "Rostov Kremlin"
Museum numberПр-376
Exhibition: "Rostov land from ancient times to the late 15th century"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Борисоглебский музей, дом крестьянина Елкина 12 августа 2017.

12 августа сего года, в день празднования дня поселка Борисоглебский, в музее - доме крестьянина Елкина прошли мастер классы для дете...