В собрании ГМЗ «Ростовский
кремль» хранится гравюра под авторским названием «Наполеон и генерал
французской армии».
Инвентарный номер: Г-529. Гравюра датирована XIX в. Материал: бумага, картон. Техника: гравюра (на меди), раскраска,
тиснение. Размеры: Л.290x409;
И.163x280. Сохранность: состоит
из 2-х склеенных листов, листы наклеены на картон, бумага пожелтела,
многочисленные затеки, загрязненность, отверстия от кнопок. Поступила в
ростовский музей от Е.П. Масленниковой в 1903 г .
В инвентарной карточке дано следующее ее описание: «Слева
портрет Наполеона верхом на коне, в профиль, в повороте вправо. Справа генерал
французской армии верхом на коне, в профиль, в повороте влево. Лист раскрашен
чёрными, красными, жёлтыми, синими, зелёными цветами».
Гравюра имеет надписи, подписи: внизу
на левом листе слева: «VERUIER CEL» Справа: «LACOSTE. AME» В центре на левом листе: «Bonaparte, premier consul./ AMARENGO.". На правом листе
внизу слева: «Demorain. DEL. Справа - LA. COSTE. AINE».
В атрибуции составители, сотрудники музея
конца XX в. отметили: «Предположительно
справа изображен генерал Луи Шарль Антуан Дезе, обеспечивший победу первой
французской республике в битве при Маренго (14.06.1800 г.) внезапной
контратакой».
При изучении
данного музейного предмета многое было выяснено, благодаря Виртуальному
музею графики с коллекцией 29229 гравюр, рисунков, книжных иллюстраций, другой
тиражной и авторской графики XV-XX вв. http://www.grafika.ru/catalog/s21264/e164547/?phrase_id=247795&phrase_id=247795
Во-первых,
было сопоставлено изображение Бонапарта – первого консула на левом листе
ростовской гравюры с гравюрами виртуального музея графики. Можно с долей уверенности предположить, что «ростовский» Бонапарт – фрагмент
гравюры «Генерал Бонапарт в сражении при Маренго 14 июня 1800 г .» J.-M. de Norvins, Histoire de Napoleon, т.2. Париж, 1829. Техника: офорт. Размеры, ШxВ,
см: Лист: 20.8x12.5. Изображение: 13.5x10. Датировка: 1829 г . Автор: Куше,
Франсуа-Луи (1782–1849) Франция.
На сопоставляемых изображениях различаются многие детали. Но в целом, расстановки фигур Банапарта и офицера на заднем плане слева, весьма схожи.
Сюжет: (Marengo)
- деревня в Сев. Италии, в 5 км
к Ю.-З. от Алессандрии, в р-не к-рой 14 июня 1800 произошло сражение между
франц. армией Наполеона Бонапарта и австр. армией фельдм. М. Меласа во время
войны Франции против 2-й коалиции (1798-1801). После Итальянского похода
Суворова 1799 Австрия вновь оккупировала Сев. Италию. Французы удерживали лишь
Геную, где войска А. Массены были блокированы гл. силами австрийцев. Бонапарт,
скрытно сосредоточив в Швейцарии 42-тыс. армию, перешел с ней Альпы у
Сен-Бернара, внезапно вторгся в Италию и 2 июня занял Милан, выйдя на сообщения
австр. войск. Австрийцы, овладев 4 июня Генуей, двинулись навстречу армии
Бонапарта и 14 июня у М. атаковали ее. Обладая численным превосходством (40
т.ч. против 15-16 т.ч. у Бонапарта), австрийцы к 15 час. сломили сопротивление
французов и вынудили их отступать. Но неожиданно подошли две свежие франц.
дивизии под команд. ген. Л. Дезе и с ходу нанесли удар по австрийцам, к-рые,
потеряв 12 т.ч., были разбиты; потери французов - 7 тыс. Австрия была вынуждена
оставить Сев. Италию, а после нового поражения под Гогенлинденом выйти из 2-й
коалиции и заключить Люневильский мир 1801.
Во вторых, на правом листе оказался совсем не герой Маренго – генерал Дезе, а МОРТЬЕ́
(Mortier) Эдуар Адольф Казимир Жозеф (13 февраля 1768, Като-Камбрези, Франция —
28 июля 1835, Париж) герцог Тревизский с 1808, французский военачальник, маршал
Франции с 1804, премьер-министр и военный министр в 1834—35, участник
революционных и наполеоновских войн. Сын торговца, Мортье в 1789 вступил в Национальную гвардию, в 1791 — во французскую революционную армию. Активный участник революционных войн, Мортье воевал в Северной, Дунайской и Швейцарской армиях, в 1799 получил чин дивизионного генерала. В мае 1800 он был назначен командиром 10-й дивизии, расквартированной в Париже.
Слева - предмет из коллекции Роберта фон Арнольди. Германия, 1911-28. Техника:
акварель
Размеры, ШxВ, см:
Лист: 9x14 Изображение: 9x14
Год поступления в коллекцию: 1921.
Таким
образом, изображения Бонапарта при Маренго и генерала Мортье на ростовской
гравюре не имеют между собой прямой связи, поскольку упомянутый генерал в битве
не участвовал и находился в Париже. Вероятно, даритель или иной хозяин
рассматриваемых двух изображений, соединил два листа в одной раме. А затем уже
гравюра попала в 1903 г. в ростовский музей. Остается пока открытым вопрос, об авторстве данных копий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий