суббота, 1 апреля 2017 г.

Рукописи из Ростова и Ростовского уезда в собрании Музея музыкальной культуры имени Глинки

В Госкаталоге, в собрании Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, увидела целую коллекцию музыкальных рукописей, которую можно назвать ростовской – почти все они имеют отношение к Ростову или его уезду.


В записях на рукописях перечислены находящиеся в городе Борисоглебская церковь и Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь; села Гуменец, Поникарово, Зверинец, упомянута Троицкая церковь села Зверинца. В записях фигурируют Михайло Яковлев, иконописец Степан Васильев Ликинский, священники Иван Иванов, Симеон Алексеев и Николай Чуфаровский, крестьяне Иван Иванович Маринин большой и Леонтий Васильевич Маринин.
В обзор включена также рукопись, происходящая из села Карагочева Петровского уезда Упоминание уезда, существовавшего очень непродолжительное время, позволяет сузить датировку рукописи до времени между 1777 и 1796 гг. Рукопись содержит упоминание двух человек: дьячка Антона Никитина и пономаря Стефана Красотина.


1. Муз. рукопись (б/д). "Ростовской Борисоглебской церкви" [Октоих] (Двух-трехголосие). Рукопись линейная. Переплет - доски, обитые кожей. Инв. Ф-283-224
Ростовская Борисоглебская церковь
2. Муз. рукопись XVIII в. Сборник партесных концертов на 4 голоса. Партии дисканта, тенора, баса. Нотация квадратная пятилинейная. Филигрань ЯМСЯ. На каждой партии владельческая надпись: "Оная нотная книжка церковная принадлежащая Ставропигиальному Ростовскому Спасояковскому Димитриеву монастырю". Переплет кожаный. На внутренних сторонах обложек надпись: "Сия концерты Града Ростова иконописца Степана Васильева Ликинскаго". (№№320-322). Инв. Ф-283-320
Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, иконописец Степан Васильев Ликинский
3. Муз. рукопись XVIII в. Сборник партесных концертов на 4 голоса. Партии дисканта, тенора, баса. Нотация квадратная пятилинейная. Филигрань ЯМСЯ. На каждой партии владельческая надпись: "Оная нотная книжка церковная принадлежащая Ставропигиальному Ростовскому Спасояковскому Димитриеву монастырю". Переплет кожаный. На внутренних сторонах обложек надпись: "Сия концерты Града Ростова иконописца Степана Васильева Ликинскаго". (№№320-322). Инв. Ф-283-321
Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, иконописец Степан Васильев Ликинский
4. Муз. рукопись XVIII в. Сборник партесных концертов на 4 голоса. Партии дисканта, тенора, баса. Нотация квадратная пятилинейная. Филигрань ЯМСЯ. На каждой партии владельческая надпись: "Оная нотная книжка церковная принадлежащая Ставропигиальному Ростовскому Спасояковскому Димитриеву монастырю". Переплет кожаный. На внутренних сторонах обложек надпись: "Сия концерты Града Ростова иконописца Степана Васильева Ликинскаго". (№№320-322). Инв. Ф-283-322
Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, иконописец Степан Васильев Ликинский
5. Муз. рукопись XVIII в. Ирмолог с дополнением (месяца декабря и января каноны, канон благоверной княгине Ольге). Нотация квадратная пятилинейная. Крупный полуустав. Филигрань: герб города Ярославля. Переплет: остатки досок в коже. Начало и конец рукописи утрачен. На листе 1 запись: "Из церкви села Гуменцы Ростовского уезда". На листе 11 запись: "Сия книга нотного пения Ирмосов с села Поникарлова священника Ивана Иванова". Инв. Ф-283-582
Села Гуменец и Поникарово Ростовского уезда, поникаровский священник Иван Иванов
6. Муз. рукопись XVIII в.: Октоих, начало и конец утрачен, редакция краткая. Нотация квадратная пятилинейная. Филигрань: герб города Ярославля, ЯМСЯ. Переплета нет. Письмо-полуустав. На листе 1 запись скорописью: От церкви села Гуменица Ростовского уезда. Инв. Ф-283-586
Село Гуменец Ростовского уезда
7. Сборник богослужебных песнопений XVIII в., начало и конец утрачен. Нотация квадратная пятилинейная. Филигрань: герб города Амстердама, лев, держащий скипетр. Полуустав. Переплет: доски в коже. На листе 1 запись: "От церкыи села Геменца Ростовского уезда". На листе 31 владельческая запись: "Сия книга Михайло Яковлева". Инв. Ф-283-657
Село Гуменец Ростовского уезда, владелец книги Михайлов Яковлев
8. Сборник богослужебных песнопений XVIII в.: Вечерня, служба, концерты и херувимские разных роспевов. Партии баса. Нотация квадратная пятилинейная. Филигрань. Полуустав. Переплет: бумага в коже. На л. 1 запись: Троицкой церкви села Захарница Ростовского уезда Ярославской епархии. (№№691-692). Инв. Ф-283-691
Село Зверинец Ростовского уезда, Троицкая церковь в этом селе
9. Сборник богослужебных песнопений XVIII в.: Вечерня, служба, концерты и херувимские разных роспевов. Партии баса. Нотация квадратная пятилинейная. Филигрань. Полуустав. Переплет: бумага в коже. На л. 1 запись: Троицкой церкви села Захарница Ростовского уезда Ярославской епархии. (№№691-692). Инв. Ф-283-692
Село Зверинец Ростовского уезда, Троицкая церковь в этом селе
10. Муз. рукопись б/д. Праздники (до Богоявления включ.). Нотация квадратная пятилинейная. Есть указания на авторов текстов: Стефана Стоградца, Анатолия Патриарха, Сергия Патриарха, Германа Патриарха, Георгия Никомидийского, Леонтия Магистра, Иоанна Монаха, ин роспев, малый, большой. Полуустав. Филигрань. Партия дисканта. Переплет: доски в тисненом коже с металл. застежками. С листа 1 полистная запись: "Ростовского уезду села [] крестьянин Иван Иваноа Большой Маринин благословил сей книго [] Праздники певческия внука мего Левантия Васильевича Маринина". Инв. Ф-283-714
Явно село Поречье Ростовского уезда, крестьяне Иван Иванов Маринин Большой и его внук Леонтий Васильевич Маринин
11. Муз. рукопись XVIII в.Октоих краткой редакции. Нотация квадратная пятилинейная. Полуустав. Филигрань: герб города Ярославля. Переплет бумажный. На листе 22 об запись: "Сей Октай Петровского уезду Карагочева дьячка Антона Никитина доподленно его а не ложно и своею рукою подписал пономарь села [] Стефан Красотин руку приложил". Инв. Ф-283-723
Село Карагочево Петровского уезда, дбячок Антон Никитин, пономарь Стефан Красотин
12. Сборник XVIII в.: Праздники неполные; Задостойники, Службы Николаю Чудотворцу. Нотация квадратная. Скоропись. Филигрань: герб города Ярославля, []. Переплет: картон. На листе 116 об.: Ростовского уезду села Погорюкова Священника Симеона Алексеева..." Запись 1804 года. Инв. Ф-283-739
Село Погорелово Ростовского уезда, священник Симеон Алексеев
13. Сборник богослужебных песнопений. XVIII в. Нотация квадратная. Бумага разная. На голубых листах филигрань: ЯМСЯ. Скоропись, без переплета. С листа 1 полистная запись: "Сия книжка принадлежит Ростовскому Спасо-Яковлевскому Дмитриеву монастырю". Инв. Ф-283-788
Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
14. Сборник XVII в.: Праздники краткой редакции; Октоих и Стихиры Евангельские. Нотация квадратная. Полуустав, близкий к скорописи. Без переплета. Филигрань: герб г. Амстердама; голова шута. На листе 1 владельческая запись: Священника Ростовской градской [] церкви Николая Чуфоровского. Инв.  Ф-283-865
Ростовский священник Николай Чуфаровский
15. Муз. рукопись нач. XIX в. Партия дисканта 1 из сборника на квадратной ноте. Песнопения вечерни, литургии, концерты. Владельческая запись: "1803 года Троицкой церкви села Дверинца Ростовского уезда Ярославской епархии". Инв. Ф-283-930
Село Зверинец Ростовского уезда, Троицкая церковь в этом селе
В Госкаталоге также значатся две литературные рукописи в собрании музея имени Глинки, связанные с Ростовским уездом (село Приимково):
1. Лит. рукопись 18 октября 1851 г. Чин на освящение храма. Ростов, село Приимково. Инв. Ф-283-961
2. Лит. рукопись 1851 г. Чин освящения храма и "Что нужно к освящению новопостроенной церкви" (опись). Ростов, селе Приимково. Инв. Ф-283-963
1896, январь, 9 "Воскресения день просветимся". [Ирмологий 2-х, 3-х голосный]. На листах 55 и 25 имеются надписи о принадлежности книги свящ. Григорию Федорову и о проверке ее псаломшиком с. Медячина Ярославского уезда Николаем Покровским 1896, января, 9). Рукопись линейная, переплет-доски обитые кожей. Инв. Ф-283-217
Госкаталог показывает также наличие в фондах музея имени Глинки большого количества музыкальных рукописей, происходящих из других уездов Ярославской губернии, из Ярославля.
В Путеводителе по фондам на сайте музея я не нашла указания на этот комплекс рукописей. Как не нашла и исследований на эту тему. Если исследования есть - буду рада указанию ссылок.
Дополнение спустя несколько месяцев:
В материалах конференции "История и культура Ростовской земли" (ИКРЗ. 1994. Ростов; Ярославль, 1995), на стр. 148-157 опубликована статья: Плотникова Н.Ю. Певческий сборник Ростовского Зачатьевского Яковлевского монастыря. В статье рассказывается о певческом сборнике (Синодальное собрание, № 977 (а-д)), происходящем, по подписи, из Яковлевского монастыря, автор датирует его временем между январем 1696 и 1700 годами. Н.Ю. Плотникова отмечает: "Концерты ростовского сборника представляют зрелый стиль партесного мгогоголосия". И высказывает предположение, на основе сравнения с другой рукописью того же собрания - происходящей из Новгородского Вяжицкого монастыря, что "Ростовские певчие (или ризничий Зачатьевского монастыря Автоном), очевидно, имевшие какие-либо связи с монастырем под Новгородом, могли заимствовать оттуда певческий репертуар и переписать партии концертов".
Между тем А.Г. Мельник в статье: Мельник А.Г. Ростовский архиерейский дом при митрополите Иоасафе (1691-1701) // Кремли России. Материалы и исследования. М., 2003. Вып. 15. С. 359-372   показывал, что инициатива внедрения новаций в церковное пение в пределах Ростовской епархии принадлежит ростовскому митрополиту Иоасафу (1691-1701): "становится ясно, что при митрополите Иоасафе ростовские певчие впервые освоили партесное пение" - ради этого в Ростов был приглашен "певчих учитель старец Харлампий" из Москвы или другого центра России. Харлампий в течение 1692 года обучал архиерейских певчих, писал для них "переводы четверогласные", продал в Архиерейский дом "Обиход киевской в трех книгах троегласной с канцертами партесными".
Таким образом, начало истории названных здесь рукописей из собрания музея имени Глинки, как и описанного Н.Ю. Плотниковой сборника есть основания связывать с традицией, утвержденной в Ростовской епархии митрополитом Иоасафом.

1 комментарий:

  1. Уважаемая Любовь Юрьевна! С интересом прочитала Вашу заметку, случайно ее обнаружив. Откликаюсь на Вашу просьбу: "Если исследования есть - буду рада указанию ссылок". Сообщаю, что после той давней статьи 1994 года я много лет занимаюсь изучением русского церковного пения XVII-XVIII веков на материале певческих рукописей. Несколько статей и разделы в диссертации (2013) и в монографии "Русское партесное многоголосие конца XVII- середины XVIII века: источниковедение история, теория" (Москва, ГИИ, 2015) посвящены Ярославлю как крупнейшему певческому центру России. Собственно открытие Ярославля как крупнейшего певческого центра принадлежит мне. Вот некоторые ссылки на РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=18227731 - статья 2011 года; https://elibrary.ru/item.asp?id=22324166 ; https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=409955 В приложении к монографии один из разделов называется "Певческие рукописи Ярославских храмов" (стр. 267-275). А другое приложение: " Указатель населенных пунктов, церквей и монастырей России конца XVII - XVIII века (по материалам певческих рукописей) - стр. 251- 258, содержит более тридцати ссылок на Ярославско-Ростовскую землю. Что касается Вашего предположения о времени новаций в церковном пении, связываемом с митрополитом Иоасафом, то, думаю, что 1692 год - это слишком поздняя дата для начала партесного пения в Ростове. В Москве оно входило в обиход уже при патриархе Никоне, а особенно широко - при царе Феодоре Алексеевиче. Вряд ли Ростов отставал в этом от столицы. Возможно, еще будут найдены документы, проливающие свет на развитие партесного многоголосия при митрополите Ионе Сысоевиче, так близком к Никону,так заботившемся о строительстве храмов и их украшении. С уважением, Наталья Юрьевна Плотникова, доктор искусствоведения, проф. Московской консерватории, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.

    ОтветитьУдалить

Ростовское, антикоррупционное, 1805 года

  «Ростов, 1805 года, октября 18 дня. Я, нижеподписавшийся, дал сию расписку ростовскому первой гильдии купцу Федору Борисову сыну Мясникову...