среда, 15 октября 2014 г.

Борисоглебские слободы: крестьянские дома. Дом Александра Николаевича Бочарова

Авторы публикации: Светлана Лапшина, Александр Морозов
Вводная публикация о проекте здесь.
Вид с северо-запада. Фото здесь и ниже: А.Г. Морозов. 28.08.2014.
 Адрес: пос. Борисоглебский, ул. Допризывная (бывшая слобода Мокруша), дом №4.
Описание: основной объем одноэтажного каменного жилого дома имеет прямоугольную форму, вытянут вдоль красной линии улицы, завершен вальмовой железной кровлей, несущей два небольших мезонина. Фасады оштукатурены и выбелены. Здание имеет выступающий цоколь.
Главный западный фасад, выходящий на ул. Допризывная, имеет шесть оконных осей. В том числе пять окон основного объема здания. Стены фасадов практически не имеют украшений и завершены легким двухступенчатым карнизом. Карниз крыши несет подзор пропильной резьбы. С южной и северной стороны, к боковым фасадам прилегают тесовые крылечки, с восточной стороны - бревенчатый двор.
В планировке здания основные передние комнаты в два и три окна. За ними кухня и коридоры. Внутренние капитальные перегородки бревенчатые, оштукатуренные. Одно из окон зала в три окна северной части дома отделено тонкой тесовой перегородкой и принадлежит хозяевам южной части дома.
В интерьере потолочные лепные тянутые карнизы с плафоном, двойные филенчатые двери, фурнитура, изразцовая лежанка со щитом. На чердаке, в мезонине следы пожара. Ранее на доме был один лицевой мезонин, под двускатной кровлей, обшитый тесом. Ныне мезонин обшит сайдингом.

Легенда: Бочаровы – крестьяне Борисоглебских слобод упоминаются в конце XVIII – первой половине XIX в. в документах Московской домовой конторы графа В.Г. Орлова. Известно, что Василий Бочаров торговал в 1808 г. в Оренбурге. 10 июля 1808 г. крестьяне Борисоглебских слобод Иван Шадрин, Иван Меньшой Елкин и Михаил Любимов – выборные по делу крестьянина Бочарова, докладывали в домовую контору, что по приказу от 17 июня они рассматривали его жалобу на бурмистра Суслова «в притеснении по торгу». Из следствия видно, что «во всем виноватым» оказался сам Бочаров. Разбиравшие его дело крестьяне предложили наказать Бочарова копанием канавы длинной в 10 саж., с объявлением ему, «чтобы впредь не дельными просьбами контору не утруждал». Домовая контора доклад утвердила.
1 сентября того же 1808 г. в своем прошении в домовую контору Василий Бочаров жаловался на бурмистра Суслова и разбирателей его дела, относительно долгов на нем разным кредиторам. И что «оне разбиратели не отпускают его в Оренбург для собрания за проданные свои товары денег и прочем. Просит защитить. В оправдание прилагает разные бумаги».
По мнению домовой конторы от 9 сентября, просьбу Бочарова было решено поручить исследовать порецким (крестьянам с. Поречья-Рыбного) Ивану Большому Маринину и Андрею Яковлеву Королеву. «…и решение свое отдали бы для исполнения Суслову. А если рассудят, то сами бы исполнили. Если бурмистр Суслов будет подлежать по упомянутому делу наказанию, то не исполнять по мнению своему, а с прочими виновными – по своему мнению. К оным выборным послать подлинное прошение Бочарова с приложением которые после возвратили бы обратно в контору».
В своем рапорте в контору от 31 августа 1808 г. бурмистр Суслов писал, что дело Василия Бочарова рассматривали Шадрин, Елкин и Любимов. Решили отпустить его в Оренбург и Уфу для сбора денег с подпиской деньги доставить в вотчинное правление на оплату кредиторам. Для верности послать с ним особого от кредиторов человека. За утруждение конторы просьбами – бить его розгами при собрании мирской сходки. // Мнение конторы: «Дело сие передано порецким крестьянам Маринину Большому и Королеву».
В 1815 г. у трёх братьев Бочаровых Василия Михайловича с Мокруши, Ивана Михайловича с Селища и Фёдора Михайловича со слободы Плотины родились девочки, их решили всех троих назвать Еленами. Выжила только дочь Ивана Михайловича, родившаяся 1 марта 1815 г.
Рассматриваемый дом строил или покупал, точно пока неизвестно, Николай Васильевич Бочаров (1834 г. р.), около 1906 г. для своего сына Александра Николаевича Бочарова.
А.Н. Бочаров (1881  г.р.) венчался 2 июля 1906 г. на Ольге Михайловне Бесчастновой (1899 г.р.). Поручителями со стороны жениха были: крестьянин села Сущёво Дмитрий Иванович Ляхов и ростовский мещанин Алексей Иванович Фомин. Поручителями со стороны невесты были Николай Александрович Семилетов и ярославский мещанин Леонид Иванович Маркушевич (часовой мастер, ставший потом жителем Борисоглебских слобод).
Связи с семьёй Бесчастновых (или Безчастновых – в разных источниках по-разному) были давние. Так метрические книги Троицы на Бору фиксируют, что в 1900 г. Александр Николаевич Бочаров стал крестным отцом у младенца Михаила, сына Николая Васильевича и Марии Васильевны Бесчастновых. Крёстной матерью у младенца была Шеина Александра Васильевна, крестьянка Борисоглебских слобод.
В 1907 г. 7 мая у Александра Николаевича рождается первенец, дочь Елена. Её крестными были Михаил Иванович Бесчастнов и крестьянская вдова Анна Фёдоровна Бочарова.   (А.Ф. Бочарова ещё в 1897 г. открыла в Борисоглебских слободах пивную лавку в доме Елизаветы Васильевны Лебедевой).
В том же 1907 г. Александр Николаевич Бочаров  снова становится крестным отцом Сергея Дмитриевича Барбашова, сына крестьянина Плещеевской волости Калязинского уезда Тверской губернии.
В 1908 г. 3 ноября у А.Н. Бочарова рождается второй ребенок – сын Николай, (пропавший без вести в годы Великой Отечественной войны). Его крестными были Бесчастнов Василий Михайлович и девица Бесчастнова Любовь Михайловна.
В этом же году Александр Николаевич Бочаров 13 февраля был поручителем со стороны жениха на свадьбе Михаила Михайловича Бесчастнова, венчавшегося на мещанской девице г. Ростова Мазаевой Вере Сергеевне, проживающей в селе Вощажниково. Поручителями на этой свадьбе со стороны невесты были Матвей Устинович Павлов из деревни Новинки Неверковской волости  и сын чиновника из села Вощажникова Алексей Адрианович Петров.
Кроме Елены и Николая, у А.Н. Бочарова родились ещё Мария (1910 г.р.), Александр (1917 г.р.), Вера (1920 г.р.) и Надежда (1923 г.р.).
Метрические книги Троицы на Бору 1890 г. фиксируют брак брата (?) Александра Николаевича Бочарова Ивана Николаевича, который женится на Ростовской мещанке, проживающей в Борисоглебских слободах Марии Ивановне Птицыной. Поручителем на их свадьбе был не кто иной, как известный Санкт-Петербургский купец Василий Александрович (Иванович?) Черепенников.
Во всех известных документах конца XIX – начала XX в. Бочаровы не значатся в списках торговцев, хотя их потомки  вспоминают, что когда-то Бочаровы занимались извозом, перевозили товар до Санкт-Петербурга, этим они и нажили состояние.
Александр Николаевич Бочаров был крепким середняком, уверенно стоящим на своих ногах, имел свой собственный каменный дом с оценкой страховой компании в 5 895 руб. В колхоз не вступал, хозяйство вёл единолично,  имел 3 пашни площадью в 20 га., покоса заливного 1 га и покоса незаливного 2 га., поэтому Селищенской сельский совет в 1930-е гг. наложил на А.Н. Бочарова твёрдое задание по поставкам мяса и молока, поскольку означенный крестьянин имел лошадь и корову. Семья состояла из   8 человек, из которых 3 трудоспособных, из них два члена в отходе, на резинокомбинате.
Из воспоминаний Николаевой (Честновой) Галины Михайловны о своей бабушке Черепенниковой (Бочаровой) Марии Николаевне:
"Бабушку запомнила высокой , стройной, в длинной юбке до пяток. Она была энергичной и все делала очень быстро. Самое большое удовольствие - это вечернее чаепитие за самоваром. Ярославцы - большие любители чаевничать и пока весь самовар не опустошали , из-за стола не выходили. Не зря в старину говорили - ярославские водохлебы. После очередного семейного чаепития, когда взрослые уже выходили из-за стола, оставалась бабушка , я, а кроме самовара - вазочка с вареньем, от которой я не могла оторвать своего взгляда. Бабушка сидела с полотенцем на плечах, чтобы вытирать пот с лица (чай был горячий). Наконец мое терпение лопнуло и я сказала: "Бабушка , ты напилась? Ну так вылезай!" Бабушка оценила мое терпение и тут же отдала все варенье с вазочкой. " В Семье Черепенникова Дмитрия Николаевича и Марии Николаевны (Бочаровой) Черепенниковой было десять детей".
Екатерина Лайко: моя мама, Николаева Галина Михайловна (Честнова) - дочь Честнова Михаила Федоровича из деревни Селище Борисоглебских слобод и Черепенниковой Евдокии Дмитриевны из  той же деревни. Родилась в 1926 году уже в Ленинграде, где ее отец работал продавцом в ювелирном магазине у родственника, а ее  мама была домохозяйкой и воспитывала двух дочерей. Каждое лето моя мама со старшей сестрой приезжала в Селище, в свой дом.  В деревне было много тетушек и они заботились о девочках .  Всю жизнь  моя мама проработала архитектором.  В Военное время работала в Челябинске вместе со старшей сестрой. Награждена медалью "За доблестный труд во время Великой Отечественной войны". Сейчас она на заслуженном отдыхе, помогает воспитывать внуков и правнуков. Проживает в Санкт-Петербурге.
Источники:
РГАДА. Ф. 1273. Оп. 1 Д. 544 Журнал входящих бумаг Московской домовой конторы В.Г. Орлова за 1799 г. Л. 137 об. – 138.
РГАДА. Ф. 1273. Оп. 1. Д. 679. Журнал входящих бумаг Московской домовой конторы В.Г. Орлова за 1808 г. . 10 об., 11 об., 17, 17 об., 36, 38, 52. 55 об. – 56. 
РФ ГАЯО Ф. - Р. 317. Оп. 1. Д. 45. Документы о раскулачивании.
Метрические книги Троицы на Бору Ростовского уезда  1890-1917 гг.
Охрана: памятник архитектуры местного значения., В своде значится, как «Дом жилой купцов Шадриных» (?).  Датирован нач. XX в. Постановление главы администрации Ярославской области от 22.11.93 г. № 329.



























Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...