суббота, 25 октября 2014 г.

Борисоглебские слободы: крестьянские дома. Дом Бородулиных

Авторы публикации: Светлана Лапшина, Александр Морозов
Вводная публикация о проекте здесь.
Вид с юго-востока. Фото дома здесь и ниже: А.Г. Морозов, 11.09.2014.
Адрес: пос. Борисоглебский, улица имени Чуркина (бывшая слобода Кунидовка), дом №26.
Описание: двухэтажный, полукаменный жилой дом, нижний цокольный этаж кирпичный, оштукатуренный, второй рублен «с остатком» и обшит тесом. Главный южный фасад  в пять оконных осей выходит на красную линию улицы. В соответствии с внутренней планировкой дома прясла стены, образованные перерубами отличаются по ширине. Концы бревен на углах и перерубах прикрыты филенчатыми лопатками с накладной резьбой. Окна второго этажа оформлены резными наличниками, завершены шипцовыми сандриками с заплечиками с накладным и пропильным орнаментом. Под окнами проходит рамочный пояс с профилированными тягами. Фриз гладкий, венчающий карниз украшает узкий пропильной подзор. Декор боковых фасадов аналогичен главному. Полувальмовая железная кровля несет небольшой мезонин в три окна. В тимпане мезонина рисунок пропильной резьбы под которым следы четырех заглавных букв: «Д В П Б» - Дом Василия Петровича Бородулина? С западной и с восточной сторон к дому прилегают высокие тесовые закрытые крыльца с прямыми лестницами на второй этаж. С тыловой северной стороны к основному объему здания примыкает вместительный бревенчатый двор с воротами на обе стороны.
Во внутренней анфиладной планировке комнаты расположены по осям главного и боковых фасадов. Изразцовые лежанки со щитами не единожды переделаны. В северной части дома, при довольно большой, в три окна боковой комнате, так называемая «Шведка». Везде филенчатые двери, в том числе, между передними комнатами двойные, с характерными для Борисоглебский слобод ромбовидными филенками в верхней и нижней части полотна и прямоугольной, с округлыми торцами, средней филенкой.
Легенда: Крестьяне  Бородулины происходят из помещичьего села Протасьева. Село располагается в двух километрах от Борисоглеба. Основателями рода Бородулиных были протасьевские крестьяне Пелагея Яковлева и Иосиф Андреев. У них 2 января 1850 г. родился сын Пётр – Пётр Иосифович (Осипович), он первым стал подписываться Бородулиным.
У Петра Осиповича Бородулина в 1870 г. родился сын Василий.
Из Метрических книг известно, что в 1891 г. Василий Петрович Бородулин венчался на Анне Степановне Коровиной (1872 г.р.) из села Савинское. Поручителями со стороны невесты были Кондаков Иван Арсентьевич из села Савинского и Иван Варваричев из деревни Андреевское – Барское. 15 августа 1899 г. у них родился сын Сергей, его крестным был брат матери Александр Степанович Коровин.
Сергей Васильевич Бородулин по Метрическим книгам проходит крёстным (восприемником) 3 раза. Первый раз в 1909 г. он был крестным у собственного брата Василия Васильевича Бородулина. Крёстной была Жукова Юлия Михайловна.
Второй раз он был крестным  в 1910 г. у младенца Анатолия, рождённого Александром Михайловичем Жуковым  и Александрой Васильевной Жуковой, но через 3 месяца этот ребёнок умер...
Третий раз в 1914 г. 9 января он крестный отец у Капралова  Николая Михайловича, а крёстная мать девица Сырова Александра Васильевна.
Между Бородулиными и Жуковыми, самыми зажиточными Протасьевскими крестьянами, были близкие родственные отношения, духовное родство, по крайней мере.
Пётр Осипович Бородулин имел в Борисоглебе два дома на Кунидовке, один для себя, другой выстроил для сына Василия. В доме Василия Бородулина долгие годы жил, впоследствии, председатель поселкового совета Николай Александрович Константинов, один из самых дельных руководителей посёлка.
На базарной площади в 1909-1910 гг.  Бородулин выстроил мясной магазин, известный сегодня как магазин «Сельхозпродукты». Семья владела колбасным магазином в Петербурге. В Борисоглебе колбасная мастерская была в самом доме, скотобойня рядом, на  задворках  - это деревянный сарай с цементным полом. Из акта обследования колбасной мастерской Бородулиных 29 апреля 1924 г. санитарного врача Борисоглебского участка Петрова следует, что: «Колбасная мастерская оборудована прилично, особой грязи и санитарного непотреба не выявлено. Умывальника и полотенца в мастерской не имеется. Во дворе и на улице отбросов производства не обнаружено. С санитарной стороны терпима».
Во время раскулачивания в 1931 г. в доме на Кунидовке проживала лишь Анна Васильевна Бородулина, вероятно сестра, сам же Сергей Васильевич скрывался в Ленинграде.
Ныне дом, как дача, принадлежит Виктору Николаевичу Тросникову, профессору Московского Свято-Тихоновского университета.
Воспоминания Маргариты Валентиновны Фалиной (в девичестве Блохиной)(1941 г.р.):
"Из семьи Бородулиных происходит моя бабушка Евдокия Васильевна Бородулина (1894 г.р.), дочь Василия Петровича Бородулина. Около 1912 года она выходит замуж за Михаила Седова из деревни Запурье. Он работал вместе со своим тестем в Петербурге – перегонял скот из-за границы для двух мясных магазинов Бородулиных в Петербурге.
У Василия Петровича Бородулина, моего прадеда, отца моей бабушки, было 7 детей. Первыми родились двойняшки Евдокия и Константин, затем Ольга, Мария, Василий, Сергей и Екатерина.
А у бабушки Евдокии Васильевны было 4 детей – Зоя, Антонина (моя мама), Дмитрий, Валентин. Дом В.П. Бородулина был очень добротный и красивый (долгое время сохранялись на веранде витражные стёкла). Рядом Василий Петрович построил дом для сына Сергея.
Колбасное производство было в самом доме, работали только родственники. Богатство было нажито немалое. Перед раскулачиванием хозяин успел припрятать золото и другое богатство, он замуровал всё в кирпичной кладке фундамента дома. В 1930 году дом у Бородулиных отобрали, в нем жила учительница. Бабушка рассказывала мне, что прожила она в этом доме недолго, нашла сокровища и уехала неизвестно куда.
Сын Василия Петровича, Василий Васильевич оставался жить в Ленинграде и после войны. О его богатстве говорит следующий пример. Однажды летом 1948 года он приехал домой в деревнею Запурье на такси из Ленинграда. Привёз в деревню свою маму Анну Степановну, чтобы она встретилась со своей дочерью. Таксист жил в их доме, ждал три дня.
Мой дядя, Дмитрий Михайлович Седов, участник Великой Отечественной войны, прошёл всю войну, дошёл до Берлина, имел много наград. Многим членам нашей семьи выпали тяжелейшие жизненные испытания".
Воспоминания Екатерины Лайко (Черепенниковой) (1955 г.р.)
"О Семье Бородулиных могу только добавить воспоминания моей мамы. Ее тетя Черепенникова (Бородулина по мужу) Александра Дмитриевна была родной сестрой маминой мамы. Моя мама Николаева Галина Михайловна (Честнова до замужества) вспоминает, что Сергей Васильевич Бородулин работал мясником в продовольственных магазинах В Петербурге, два из которых она помнит : один на углу Московского проспекта и первой Красноармейской, а второй на площади Ломоносова, между улицей Зодчего Росси и рекой Фонтанкой. Александра Дмитриевна Бородулина занималась домашним хозяйством и воспитывала сыновей, их было двое: Валерий и Станислав (младший). Жили они в Павловске в деревянном доме, двухэтажном, имея на четверых одну комнату метров 13-15.
 Дом их находился рядом с главным входом в парк, рядом с вокзалом. Мою маму иногда отправляли к ним на время коротких каникул. Вместе с мальчишками Бородулиными она бегала к вокзалу смотреть на поворотный круг для паровоза. Рядом с вокзалом находился ресторан, играл духовой оркестр и дамы были в удлиненных платьях. Им было все страшно любопытно.   У парка стояла мороженщица с тележкой под тряпичным зонтиком. Валера и Слава 2-х и 3-х копеечные монеты наждачной бумагой натирали до серебряного блеска, и, выдавая их за 10 и 20 копеечные монеты, покупали мороженое.
  Когда началась война, Сергея Васильевича забрали на фронт. Немцы подошли к Ленинграду, и Александра Дмитриевна с ребятами решила часть вещей перевезти к нам в квартиру на Садовую улицу. Сделав одну поездку, поехали за следующей поклажей, но второй поездки не получилось - немцы заняли Павловск и они оказались в оккупации. Валеру забрали в лагерь, за колючую проволоку. Александра Дмитриевна пыталась бросать хлеб ему, но охрана отгоняла матерей, грозилась стрелять без предупреждения. Он умер в этом лагере, под открытым небом. Ему было 18 лет.
Славу с мамой угнали в Германию. Во время пути мальчиков немцы отбирали у матерей, но Славу переодели в платье девочки, и так удалось его спасти. Станиславу было 14 лет.
Сергей Васильевич попал в плен к финнам. После войны он прямиком был отправлен за Урал в шахты добывать уголь (как наказание за плен)".
Евдокия Васильевна Бородулина (Седова) с дочерью Антониной Михайловной Седовой. Фото 1913 г. // Из семейного альбома Маргариты Валентиновны Фалиной (1941 г.р.) п. Борисоглебский, праправнучки Василия Петровича Бородулина
Жена Сергея Васильевича Бородулина Александра Дмитриевна Черепенникова с сыном // Из семейного альбома Маргариты Валентиновны Фалиной (1941 г.р.) п. Борисоглебский, праправнучки Василия Петровича Бородулина
Михаил Седов, крестьянин д. Запурье // Из семейного альбома Маргариты Валентиновны Фалиной (1941 г.р.) п. Борисоглебский, праправнучки Василия Петровича Бородулина
Братья Седовы в Запурье. На оборотной стороне фотографии надпись карандашом: «22 июня 1914 года…накануне грядущих событий…» // Из семейного альбома Маргариты Валентиновны Фалиной (1941 г.р.) п. Борисоглебский, праправнучки Василия Петровича Бородулина

Бородулин Сергей Васильевич с женой и сыном // Из семейного альбома
Екатерины Лайко
Валерий Бородулин и Дмитрий Черепенников // Из семейного альбома
Екатерины Лайко
Бородулин Валерий 1939 год // Из семейного альбома
Екатерины Лайко
Бородулин Валерий в листве дерева // Из семейного альбома
Екатерины Лайко
Охрана: дом - памятник архитектуры местного значения. В своде датирован концом XIX – началом XX в. Постановление главы администрации Ярославской области от 22.11.93 г. № 329.





















Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...