воскресенье, 20 июля 2014 г.

Поречье-Рыбное: в храм св. Троицы возвращено напрестольное евангелие А.Я. Пыхова

 Авторы публикации: Александр Киселев и Александр Морозов
Божественная литургия
Ровно неделю назад, 13 июля 2014 г. в храме св. Троицы пос. Поречье-Рыбное состоялась божественная литургия. Ее особая торжественность была обусловлена тем, что в храм, с бесценным подарком, приехали гости из Москвы и Московской области. Они привезли родное напрестольное св. Евангелие храма, исчезнувшее в 1940-1950-е гг., после его закрытия.
В 1990-е гг.московские пенсионеры Сергей и Любовь Потаповы, уроженцы Ростовской земли, приобрели потрепанное, ветхое евангелие, без корок и десяти листов. В 2013 г. они передали евангелие своему духовнику, архимандриту Стефану (Бойко) -  насельнику Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря города Истра Московской области. Духовные ученики о. Стефана -  Дмитрий и Вероника Глотовы, Сергий и Любовь Потаповы, Михаил и Александра Таликовы, Симеон Рыбин и Олег Бугаевский решились отреставрировать евангелие. Тогда же сотрудники Российской Государственной библиотеки (Ленинки) обнаружили вкладную запись, определившую принадлежность евангелия к Троицкому храму Поречья-Рыбного и имя вкладчика - строителя данного храма - поречского крестьянина Авраамия Яковлевича Пыхова. В дальнейшем, евангелие было передано для реставрации в мастерские патриаршего завода «Софрино», где на средства вышеупомянутых жертвователей был сделан новый оклад, дополнены недостающие листы. После реставрации евангелие единодушно решили вернуть в родной храм, в Поречье. После литургии архимандрит Стефан торжественно передал св. евангелие настоятелю храма св. Троицы о. Юрию Данилову. О. Юрий от лица всех поречан сердечно поблагодарил о. Стефана и всех жертвователей за столь драгоценный дар.
С разрешения о. Юрия, в ходе полевой экспедиции, старший научный сотрудник Исторического отдела Ростовского музея Александр Викторович Киселев произвел научное описание (см. ниже) данного евангелия – ценного, памятного предмета одного из приходских храмов Ростовской земли.

Божественная литургия. Слева: о. Юрий Данилов, справа: архимандрит Стефан (Бойко)
 Слева: архимандрит Стефан (Бойко)  справа:  о. Юрий Данилов

 Архимандрит Стефан (Бойко) рассказывает о судьбе св. евангелия

Ответное благодарственное слово произносит о. Юрий Данилов




 
Евангелие. Москва, Синодальная типография, июль 1862 года

Размер блока: 44,1 х 30 см («в лист», «in folio»)
Размер в окладе: 47,3 х 35 х 7 см (9 см с жуковинами на нижней крышке).
Листовая формула: титульный лист, листы 1 - 9, гравюра апостола Матфея, листы 1 - 88, гравюра апостола Марка, листы 89 - 148, гравюра апостола Луки, листы 149 - 243, гравюра апостола Иоанна, листы 244 - 368 = 382 листа.
Гравюры: 4 гравюры евангелистов.
Орнаментика: листы в рамках, инициалы, заставки, концовки.
Материал: бумага невержированная, краска типографская, дерматин (?), металл, эмаль, позолота.
Техника: типографская печать в две краски, переплёт, литьё, эмаль по рельефу, золочение.
Нумерация выполнена кириллическими цифрами: фолиация по правым верхним углам листов, сигнатуры – по середине первых листов тетрадей.
Сохранность. Текст листов 23 - 32 утрачен, восстановлен на листах невержированной бумаги, имитируя шрифт и орнаментику издания. Листы 23, 28, 338 не пронумерованы; лист 142 ошибочно пронумерован как 141. Лист 2 (2-го счёта) подклеен по внешнему полю. Некоторые листы в конце книги (например, 355, 356, 359, 360 и другие) подклеены белой невержированной бумагой вдоль корешка. Листы экземпляра незначительно потемнели, на них редкие следы от сырости, правые нижние углы листов незначительно загрязнены, несколько больше загрязнены листы в начале книги – Евангелие от Матфея.
Переплёт. Цельнометаллический оклад жёлтого металла, застёжки «в петлю». В качестве обклейки крышек и припереплётных листов использованы листы дерматина (?) тёмно-красного цвета. На окладе литые рельефные изображения с белыми, бирюзовыми и изумрудными эмалями по рельефу растительного орнамента: на верхней крышке средник – Вознесение Христово, наугольники – евангелисты; на нижней крышке – Ветхозаветная Троица, по углам – жуковины; на торце оклада в такой же технике надпись: «Святое Евангелие». Обрез золочёный с остатками чекана растительного орнамента.
Записи. По нижним полям листов титульный – 20, копируя шрифт книги, чернилами: «Сiе святое Евангелiе въ Храмъ Святыя Живоначальныя Троицы что на кладбище въ сhлh Порhчьh Ярославской Губернiи пожертвовано соорудителемъ сего храма временнообязаннымъ Крестьяниномъ Графа Панина Абрамомъ Яковлевичемъ Пыховымъ 1864 года въ память и поминовенiе рабовъ Божiихъ Аврамiя и Евдокiи». По нижним полям листов 22 - 63 почерком, стилизованным под шрифт книги: «В 2014 году с благословения Игумена Стефана (Бойко) насельника Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря города Истра Московской области сие Святое Евангелие восстановлено трудами рабов Божиих: Глотовых Дмитрия и Вероники, Потаповых Сергия и Любови, Таликовых Михаила и Александры, Рыбина Симеона, Бугаевского Олега, и возвращено в храм святой Живоначальной Троицы в селе Поречье Ярославской области.». На титульном листе вверху справа простым карандашом: «№ 29». На л. 22, 33, 368 возле нумерации листов простым карандашом одного (?) почерка: «22», «гл.13» и «33», «368» соответственно.


Верхняя крышка книги


Нижняя крышка книги 
Золоченый обрез с остатками чекана
Застежки









































































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Договор о доставке льняной пряжи с Ростовской ярмарки на парусную фабрику, 1808 г.

В конце XVIII – начале XIX вв. крестьяне Нечерноземья, получая мало прибыли от земледелия, свое свободное время (а им были осень, зи...