Картина французского художника Жака Луи Давида «Наполеон на
перевале Сен-Бернард» общеизвестна. Размер картины 246 x 231 см , холст, масло. В
период Консульства и Империи Давид получает звание первого живописца
императора. Изображая события современности, Давид вынужден был писать
Наполеона в огромных театрально-декоративных композициях. Его похожие работы
«Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернард» (1801, Национальный музей,
Мальмезон), «Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернард» (1800, Версаль, Музей),
где Бонапарт изображен на вздыбленном коне среди снегов и непогоды, патетичны
чисто внешне.
Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном
коне возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов: кажется, что весь
мир замер, послушный властному жесту победителя. Камни под ногами коня —
своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей,
прошедших этой дорогой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.
В фондах ростовского музея хранится копия представленной картины, причем вышитая крестом на ткани.
Название: "Наполеон
при переходе через Сен - Бернар".
Картина шитая ( копия с картины Давида).
Датировка: XIX в.
Место создания: Россия
Материал:
холст, дерево, нить шерстяная, картон
Техника:
вышивка, вышивка крестом.
Размеры: 38,2х31 с рамкой.Атрибутирована И.Л. Ивановской в 1981 г. и В.К.Кривоносовой в 2004 г.
Легенда: во время польского восстания 1863 г. картина была в числе прочего имущества вероятно отобрана у поляков и была помещена в склад при Варшавской железной дороге. Спустя несколько лет при продаже с аукциона имущества, находящегося на складе, куплена гр.М.И.Ящук, служащим Варшавской жел.дороги. 3.10.1922 г. его дочь Л.М.Ящук продала означенную картину в ростовский музей.
Сюжет: в мае 1800 года Наполеон прошел с 40 000 солдат через перевал Сен-Бернар в Италию. Перед Наполеоном, как пишет Е.В. Тарле, была сильная, прекрасно снабженная австрийская армия, занимавшая северную Италию, откуда в предыдущем году Суворов вытеснил французов. Австрийцы сосредоточивались в южной части североитальянского театра войны, по направлению к Генуе. Мелас не считал возможным, что Бонапарт пройдет самым трудным путем, из Швейцарии через Сен-Бернар, и не оставил там большого заслона. Именно эту дорогу и выбрал первый консул.
Даже в солнечном мае, на высотах в
Лютый холод снежных вершин, зияющие пропасти под ногами, обвалы, метели, ночевки в снегу - все это узнали в Альпах солдаты Бонапарта в 1800 г., как узнали это там же солдаты Суворова в 1799 г. и воины Ганнибала за две тысячи лет до Суворова и Бонапарта. Только теперь в пропасти летели не слоны, как при Ганнибале, а пушки, лафеты, зарядные ящики. Впереди шел генерал Ланн с авангардом; за ним, растянувшись громадной линией между круч и утесов, следовала вся армия Бонапарта. 16 мая начался подъем на Альпы; 21 мая сам Бонапарт с главными силами был на перевале Сен-Бернар, а впереди, на склонах, ведущих в Италию, уже начались авангардные стычки со слабым австрийским заслоном, который был там расположен. Австрийцы были опрокинуты, спуск французов на юг ускорился, и внезапно вся армия Бонапарта, дивизия за дивизией, стала в последних числах мая выходить из южных альпийских ущелий и развертываться в тылу австрийских войск.
Комментариев нет:
Отправить комментарий