среда, 8 мая 2013 г.

С 1 мая 2013 года открыт для посещения медальерный кабинет



С 1 мая 2013 года открыт для посещения медальерный кабинет (Красная палата, 2-й этаж).



В медальерном кабинете представлены около 900 произведений этого вида искусства из собрания ГМЗ «Ростовский Кремль». Это копии работ известных мастеров XVIIIXIX вв.: Г.Ф. Мюллера, И. Гедлингера, И. Вехтера, С. Юдина, Т. Иванова, К. Леберехта, В. Алексеева, А. Грилихеса и других.
Слово «медаль» произошло от латинского «metallum». Так в Древнем Риме называли металлический знак скульптурной формы в честь знаменательного события или выдающейся личности. Как памятник изобразительного искусства медаль возникла в Италии в эпоху Возрождения на рубеже XIVXV вв. В течение XVII в. она распространилась во всей Европе, в том числе и России.
На Руси с X в. вырезали штемпели золотых монет, не участвовавших в обращении, а использовавшихся в качестве воинских наград. Их симбиоз с европейской медалью в нач. XVIII в. породил собственно русское медальерное искусство. Оно толковалось так: «Сие искусство есть отрасль ваятельного художества. Первое отличительное его свойство – медаль есть кружок из стали, золота, серебра, который чеканят подобно монете. На медалях, как на монете, можно употреблять обронную работу. Второе – размер медали не может быть больше ширины ладони обычной человеческой руки».
Медаль являлась сугубо официальным памятником. На лицевой стороне (аверсе) изображался государь. На обороте (реверсе) – аллегорические сцены. Изобразительный язык русских медалей XVIII в. определил стиль борокко. На рубеже XVIII - XIX вв. его сменил классицизм. Тема гражданственности и патриотизма проникает в русское медальерное искусство с 1770-х гг. и становится ведущей с 1812 г. Школа Ф. Толстого заложила эстетическую основу реализма, с 1830-х гг. начавшую разрушать образную систему классицизма.
Медаль сохранялась как официальный памятник, но в портрете медальеры стремились показать живого человека, передавая не только его внешний облик, но и внутренний мир. А. Лялин, В. Алексеев и др. создали галерею портретов выдающихся деятелей эпохи. Их образы полны героики, гражданственности, патриотизма и подняли медаль до уровня художественного памятника.
Коллекция медалей в музее начала складываться с 1883 г. на пожертвования князя В.А. Шаховского, епископа Амфилохия Углического, почетного гражданина С.А. Черногорова и др. Около 2000 медалей поступили в 1987 г. в дар от московского коллекционера Н.К. Величко. В витринах представлены копии русских медалей, отразивших историю России в событиях и лицах. В частности, копии двух комплексов медалей, выпущенных в 60-70-е гг. XVIII в. по указу Екатерины II. Одна серия посвящена событиям древней истории России с 860 по 1141 год. Вторая серия – портретная галерея русских правителей от Рюрика, иллюстрировавшая «Краткий Российский литописец», написанный М.Л. Ломоносовым и А.И. Богдановым. Здесь же обширный свод медалей XIXXX вв. на экономические, политические, культурные и хозяйственные события правления императоров дома Романовых от Екатерины I до Николая II. В последней витрине представлены медали СССР.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Село Великое в конце XVII и в начале XVIII вв.

Гуменюк А.Г. (Санкт-Петербург) Великосельская вотчина в XVII в. В XVII в. село Великое относилось к Холмецкому стану Ростовского ...