вторник, 11 октября 2011 г.

О культуре детства

Детство здесь – не только то время (для кого-то – счастливое, для кого-то - несчастное, для кого-то – никакое…), которое проживает каждый из нас, но и социовозрастная категория с характерными явлениями материальной и духовной культуры: фольклором, нормами и формами поведения,атрибутами, мировоззрением...
Пост посвящен проблеме сохранения такого явления культуры детства «советского» периода, как скульптура детских садов. Данный вопрос я хочу проиллюстрировать на примере скульптур детского сада посёлка Семибратово Ростовского района.

Скульптурная композиция «Колобок и медведь»:






Скульптурная композиция «Петух и заяц». Петух, как видим, «потерял своё лицо»: осталась часть головы и торчащая из неё железная арматура, на которой крепился клюв. Кроме того, потеряна верхняя часть косы. В неплохой форме заяц. Правда, непонятно, что же он держит в лапе)):



Скульптурная композиция, которую ранее можно было бы назвать «Волк и Красная Шапочка(?)». Сейчас же на месте исчезнувшего персонажа торчат арматура и остатки двух ног. А волк, извините, потерял свою физиономию и стал похож скорее на кота. В общем, назовём данный памятник «Кот и два мухомора»:




…А это – то, что осталось от прекрасного фонтана с бассейном. Я помню его работающим, бассейн был полон воды. Фонтан давно уже не работает, бассейн заполнен землей и во власти дикорастущей флоры.


Как видим, картина печальна. Вряд ли ещё когда-нибудь детские сады будут обустроены такими памятниками, сейчас их заменяют изваяния из других материалов (автомобильной резины, пластика); того, что есть под рукой (например, из старых тазов сооружают некое подобие грибов).
Я считаю, что советская скульптура детских садов требует изучения: ведь это такая интересная культурологическая тема.

6 комментариев:

  1. Как хорошо, что мои дети не воспитывались в таком детсаде.
    Вот, говорят, в Ростове рассыпалась при попытке демонтажа подобная "скульптура".
    Кот и два мухомора нереально сносит крышу.
    Это не волк, не кот, а горгулья.
    Вообще отфоткать бы все - и в песок раскатать. Фотки грядущим поколениям детей не показывать!
    Где-то прочитала недавно, что все советские люди травмированные оттого, что их не прикладывали к груди матери в первые два часа после рождения. Фигня. Они навеки травмированы девушками с веслом, котами с мухоморами и гипсовыми пионерами.
    Ну, да, а нынешние травмированы еще и грибами из тазов и пальмами из покрышек.

    ОтветитьУдалить
  2. Волку/коту на этот раз ещё повезло - он хотя бы серый. Раньше он был фиолетовый с большими жёлтыми глазами без зрачков.
    Знакомые дети расшифровали мне эту скульптуру: Волк съел Красную Шапочку, а она оказалась ядовитая... В общем, болеет он так)

    Интересный гибрид морковки с мухомором у зайчика в лапке.
    Между прочим, раскрашивают скульптуры сами родители)

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно, а почему решили демонтировать скульптуру в Ростове: "радовала глаз" или находилась в несоответствующем состоянии (физическом, идеологическом)?

    "Вообще отфоткать бы все - и в песок раскатать. Фотки грядущим поколениям детей не показывать!".
    Я категорически с данным утверждением не согласен. Тотальная фотофиксация, конечно, нужна. Но "раскатывать в песок"... Наоборот, нужно создать экспозицию с такими предметами (да хотя бы под открытым небом) и ПОКАЗЫВАТЬ грядущим поколениям. Уверен, травм дети от такой демонстрации не получат, а знания на тему "детство наших родителей" - реально.

    ОтветитьУдалить
  4. Горгулья - это совершенно точно!)))Но, я тоже не соглашусь с тезисом о конкретном предмете психотравмы советского поколения. Встречаются и очень приятные экземпляры. На трассе Ярославль-Углич сохранилась очень добрая (буквально умильная!) композиция "Маша и медведь". Каждый раз любовалась, когда мимо проезжала.)))

    ОтветитьУдалить
  5. Совершенно согласен с автором.
    Эта скульптура - типичный примитив. Примитив не в оценочном, а в искусствоведческом смысле. В этом смысле они должны прекрасно коммуницировать с детским сознанием. Быть для него чем-то близким и понятным. Более близким, чем мир взрослых людей.

    С другой стороны, эти прекрасные вещи создавали для детей взрослые. Они порождали их "из себя". Действительно, советский человек - он, как ребенок. Он только прикидывается взрослым. Надувает щеки и понтуется. А дай ему волю - и вот, что получается. И вот, к чему все сводится.

    Да и сейчас, собственно, ничего не изменилось. Хороший пост. Правильный...

    Кстати, небезызвестная Марина Хрусталева, на своей небезызвестной карте путешествия из Москвы в Калугу, выделила слой такого рода произведений народного искусства. И нам бы тоже надо.
    Без шуток говорю..

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за комментарии.
    Согласен с SS. Такой слой, безусловно, нужен и будет создан.

    ОтветитьУдалить

Договор о доставке льняной пряжи с Ростовской ярмарки на парусную фабрику, 1808 г.

В конце XVIII – начале XIX вв. крестьяне Нечерноземья, получая мало прибыли от земледелия, свое свободное время (а им были осень, зи...