пятница, 2 сентября 2011 г.

Вывезли и спасли





Светлана уже писала здесь об этом камне-чашечнике.
http://rostland.blogspot.com/2011/08/blog-post_21.html
Насколько я понимаю, его открыла Арья. А наше внимание на камень обратила Светлана. Она же обнаружила его новое место. После визита Арьи местные жители камень передвинули и закопали. А Светлана - нашла и раскопала. Ну, а мы, сотрудники ГМЗ "Ростовский кремль", вывезли его в музей.
Вывозить или не вывозить - это был спорный вопрос.
Но...
Камень уже стали двигать. И даже пытаться закопать. Фактически - уничтожить.
Еще но...
Вокруг этого памятника появился нездоровый ажиотаж. И это также не способствовало сохранности.
Короче - вывезли и спасли.
Теперь он дома.
В Государственном музее-заповеднике "Ростовский кремль".
Отмечу, что мне не известны другие примеры музеефикации таких памятников.

Спасибо всем...
Особенно - Арье и Светлане!







15 комментариев:

  1. И, кстати, с Днем знаний!.. ))

    ОтветитьУдалить
  2. Сергей, есть примеры ))) У Гречухина В. в Мышкине... Чуть попозже покажу ))) Молодцы! Очень рада!

    ОтветитьУдалить
  3. Да, ещё... Со мной "водитель" был, он и копал!С новым хозяином, конечно... Я только указания давала!)))

    ОтветитьУдалить
  4. Так и должно быть! В мерянском Ростове - мерянская святыня!!!

    ОтветитьУдалить
  5. "В мерянском Ростове - мерянская святыня!!!"

    Принадлежность камня к эпохе мери - всего лишь ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, а не ФАКТ...

    А может это неолит? или эпоха бронзы? или р.ж.в.?

    ГДЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА???

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  7. Ну и что? Под алтарями очень многих христианских храмов заложены культовые языческие валуны. "Свято место...", как говориться! У нас большая часть самых старых монастырей расположена именно на месте капищ! В средние века (и даже в 19 в.!), представители духовенства наоборот старались перемещать эти объекты ближе к церквям, чтобы "перенаправить" т.с. в нужное русло потоки народной сакральной обрядности. И это работало!

    ОтветитьУдалить
  8. Для анонимных провокаторов.

    Впредь все комментарии, провоцирующие конфликты, в частности, религиозные и межнациональные, будут удаляться.
    Кремль - это музей. Государственное учреждение. Государство у нас светское и одинаково относится ко всем религиям.
    Что касается этого блога - то он сугубо частный. Хамов и провокаторов здесь никто не ждет.

    ОтветитьУдалить
  9. 4 Ursus
    Действительно!
    Мы, кстати, тоже обсуждали этот вопрос с А.Г. и А.К. По моему скромному мнению, и А.Г. вполне согласился, мерянское происхождение "чашек" на камне более, чем сомнительно. А уж называть его "мерянской святыней" нет вообще никаких оснований. Нам об этом ничего не известно. А.К. методически предельно четко сформулировал, что нам известно лишь о достаточно позднем почитании таких камней крестьянами в 19 веке. Что было раньше - неведомо. Надеюсь, я не переврал его мнение. Леша, если что - поправь!
    Мне кажется, что появление чашечников следует отнести к более ранним временам. Ко времени, когда камень и р а б о т а с к а м н е м играли в жизни человека гораздо большую роль, чем во времена мери. В нашем обсуждении с А.Г. мы оба высказались за возможность чисто технологического происхождения чаш. Это могут быть следы обработки каких-нибудь каменных орудий. За это говорит и распространение чашечников по всему миру. Они не принадлежат какой-то одной культуре.
    А вот против этой догадки говорит, как-будто, размер выемок. Они одинаковые по всему камню. Если я правильно запомнил ивашевский камень, то там они меньше, но тоже примерно одинаковые. Но технологическое использование валунов вполне могло сочетаться с некими эстетическими или сакральными представлениями. Вопрос в том, что первично. Мне ближе мысль, что первична технология.
    Особое, даже сакральное отношение к этим артефактам в последующих культурах, позитивно или негативно окрашенное, - это совсем другой вопрос. Мы можем предположить, что оно было. Основанием для такого предположения могут служить наблюдения этнографов, начиная с 19 века. Мы можем попробовать экстраполировать их на предыдущие эпохи. Но, при этом, должны отдавать себе отчет, что это только наши спекуляции.
    Вот так, примерно, я сейчас понимаю вопрос. Камни-чашечники - артефакт, подлинное изначальное предназначение которого нам неизвестно. Они, вероятно, восходят к "эпохе камня". И тесно связаны с тогдашней технологией обработки орудий труда. И с общей "стилистикой жизни". Эта "стилистика" совершенно не вяжется со "стилистикой" эпохи мери и других ф.-у. народов. Попытки объявить эти предметы "мерянскими" или какими угодно другими "святынями" - смехотворны.

    ОтветитьУдалить
  10. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  11. Действительно, фактов, которые позволили бы отнести "дуниловский камень" к эпохе мери, как говорится, "маловато будет". Этимология слова "мирский" и западно-европейские аналогии дают возможность предполагать, но вряд ли, они являются ФАКТАМИ.
    Единственные факты - это воспоминания живых свидетелей - жителей д. Дунилова, с уважением рассказывавшие о своей святыне; о том, какое место занимал валун в их жизни и их родителей. Да и сейчас такое отношение сохраняется: в момент погрузки камня в кузов эвакуатора жительница деревни по-теплому прощалась с ним. Таким образом, мы можем лишь точно утверждать, что дуниловский камень был атрибутом народной культуры в XIX, XX и даже в начале XXI века.
    Конечно, возможно, что русские (в данном случае крестьяне Дунилова) переняли почитание этого камня по традиции от других народностей, а те, в свою очередь, от других. Причём не обязательно с положительным знаком (известны случаи, когда один и тот же почитаемый объект являлся священным и "нечистым" в разных этнических традициях).Но это всё предположения.
    Ну, и, наконец, ещё одними реальными фактами могут стать данные археологических работ: стратиграфия, я думаю, сможет дать ответы на дебатируемые вопросы о датировке, этнической принадлежности таких камней.

    ОтветитьУдалить
  12. Светлана пишет:
    "В той же Эстонии и Финляндии зафиксированы элементы (!) погребально-поминально родовой обрядности, связанной с этими камнями."
    Какого же времени эти элементы? И когда зафиксированы?
    Я и говорю - разные более поздние культуры могли по-своему эти объекты интерпретировать. Эти обряды могут рассказать нам об этих культурах, но не о самих камнях. Не об их происхождении и первоначальном назначении...

    ОтветитьУдалить
  13. Для того, чтобы понять суть явления - нужно выявить как можно больше закономерностей. Ростовские чашечники это, безусловно, явление!Причем, уникальное... Мне кажется,что правильнее бы было провести комплексное обследование этого р-на. И прежде всего этнографическое. Просто археологическая разведка - хорошо, но все эти камни многократно перемещались! Места их первоначального расположения мы вряд ли найдем, хотя опыт раскопок вокруг культовых камней в других регионах есть. И он достаточно интересный...

    ОтветитьУдалить

Договор о доставке льняной пряжи с Ростовской ярмарки на парусную фабрику, 1808 г.

В конце XVIII – начале XIX вв. крестьяне Нечерноземья, получая мало прибыли от земледелия, свое свободное время (а им были осень, зи...