суббота, 18 ноября 2017 г.

Село Великое в конце XVII и в начале XVIII вв.

Гуменюк А.Г. (Санкт-Петербург)

Великосельская вотчина в XVII в.
В XVII в. село Великое относилось к Холмецкому стану Ростовского уезда и было центром дворцовой вотчины. К Великосельской вотчине, также относились приселки Пятницкий, Горе-Грязь, Плещеево и Холм Огарев с окрестными деревнями. Первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович развивал коннозаводство в своих вотчинах. Село Великое часто упоминается в документах конюшенного приказа, эти документы приводит Николай Федорович Зезюлинский в книге «Историческое исследование о коннозаводском деле в России». Ко времени царствования Михаила Федоровича Романова (1613 - 1645) относится следующий текст: «Марта в 6-й день стремянному конюху Якову Пятова (дано) осьмнадцать алтын четыре денги, а ему на те деньги покупать государевым лошадям жеребцам на корм, которые лошади посланы к кобылам в припуск в село Давыдково, да в село Даниловское два жеребца, да в село Уславцево, да в село Великое два жеребца, по четыре денги на день лошади» [21, стр. 34]. Среди 12 «кобыличьих конюшен» (конских заводов), учрежденных при Михаиле Романове, Великосельская находилась далеко не на последнем месте.
Коннозаводство получило большое развитие при царе Алексее Михайловиче. Современники указывают, что в государевой собственности в тот период было более 40 000 лошадей [22, стр. 83]. При царе Алексее Михайловиче в списке «Конюшенных всяких чинов людям» упоминается стремянной конюх Кирилл Владимиров – «В Ростовском уезде в селе Великом на конюшне» [21, стр. 111], Наумко Кочебин - конский мастер и 10 человек стадных конюхов. К сожалению, судить о размере Великосельской конюшни можно только по косвенной информации. В 1663 г. на Великосельской конюшне пали: «1 жеребец, 10 кобыл больших, 1 жеребчик двух лет, лонских (годовалых) 4 лошади, сосунков 14 лошадей – всего 30 лошадей» [21, стр. 40].
В 1776 – 1779 гг. стольником Иваном Жадовским и подьячим Мартыном Антоновым было сделано описание дворцовых земель Ростовского уезда. Оригиналы писцовых книг считаются утраченными, до нас дошли только отрывочные копии. В Ярославских Епархиальных ведомостях [23] приводится отрывок из писцовых книг, описывающий церкви, причт, и церковные земли Великосельской вотчины. В селе Великом упоминается церковь Рождества пречистыя Богородицы, «А у церкви двор: поп Федор Иосифов; у него сын Стенька 7 лет. Двор: поп Фрол Тимофеев. Двор: дьякон Степан Иванов».
Данный отрывок хорошо дополняется выписками из писцовых книг, которые сохранились в фонде князей Гагариных: «в писцовых книгах Степана Жадовскога да подьячего Мартына Антонова 184, 185, 186, 187 (1676, 1677, 1678, 1679) годов написано: Ростовского уезду в селе Великом да в четырех приселках семь церквей у тех церквей сем дворов поповых, десять дворов причетниковых.... В том же селе сто сорок пять дворов с четью двора непашенных крестьян... того ж села и в приселках и в деревнях по выше писанным же писцовым книгам восемьсот семьдесят один двор крестьянский одиннадцать дворов бобыльских всего восемьсот восемьдесят два двора, а с непашенными тысяча тридцать пять дворов с четью» [24].
Государева собственность в этом документе описана следующим образом: «В том же селе Государевых дворов: двор конюшенной, двор житной, двор кружечной, двор где живут прикащики, двор стремянного конюха, два двора конюшенных прикащиков, двор конского мастера, девять дворов стадных конюхов, два двора полниковых, итого девятнадцать дворов.» [24]. Еще одна выписка из писцовых книг 1676 г. сохранилась в деле «О размежевании земли села Великого с сельцом Плещеевым» [26]: «да в селе ж Великом двор государев; а под тем двором земли .. и что был сад, всего две десятины с пол полу третью; да в селе ж двор государев Кобыличьи Конюшни; а под Конюшенным и остожным двором одна десятина без пол полу четверти; да в селе ж двор прикащичий ..., конюхов тринадцать дворов, ... да в селе ж Великом для молотьбы государева хлеба 20 овинов, а под овинами под огуменниками и под сараями земли – три десятины; да под кружечным двором, под таможнею, под поварнею, под винокурнею десятина без четверти; под житным государевым двором земли по четверти десятины».  
В копиях писцовых книг 1676 – 1679 гг. нет списков крестьян, указано только общее количество дворов: «В том же селе сто сорок пять дворов с четью двора непашенных крестьян, да после писцовых книг прибыло восемь дворов итого сто пятьдесят три двора с четью ... и в приселках и в деревнях по выше писанным же писцовым книгам восемьсот семьдесят один двор крестьянский одиннадцать дворов бобыльских, всего восемьсот восемьдесят два двора а с непашенными тысяча тридцать пять дворов с четью» [24]. «Да в селе ж непашенных крестьян под дворами и огородами двадцать десятин, ... под лавками под полками и шалашами по мере земли полдесятины без полполучетверти десятины; в селе ж Великом непашенных крестьян под кузницами земли полдесятины с полполполтретью» [26].
Земельные угодья подразделяются на государевы, церковные и оброчные: «Государевы десятинные пашни 184 десятины с четвертью, в поле а в дву потому ж, ... да на реке Которосли три перевоза» [24]. «Десятинной пашней» назывались угодья, каторые пахали на Государя, формулировка «в поле а в дву потому ж» употреблялась при трехпольной системе земледелия - следовательно общая площадь десятинной пашни составляла 552 и 3/4 десятины. В источниках приводятся длинные перечисления пашенной земли, пустошей, покосов, пожней, лесов и болот. Однако, в этой части, копии писцовых книг не повторяют друг друга, и не позволяют сделать вывод о полном размере земельных угодий Великосельской вотчины в XVII в.
Приведенные документы показывают, что село Великое в конце XVII в. выполняет функции небольшого города – здесь живут приказчики управляющие вотчиной, располагается конский завод, винокурня, местная таможня собирает пошлины с приезжих купцов, кружечный двор выполняет акцизные функции, на житном дворе хранится государев хлеб. Население села отнесено к непашенным крестьянам: «те непашенные крестьяне оброчных денег по 702 год в приказ большого дворца платили по семидесят по два рубли по одиннадцати алтын по две деньги на год» [24]. В списке воевод и иных начальствующих лиц в городах, подведомственных приказу большого дворца, от  28 марта 1704 г., упомянут: «Ростовского уезду в селе Великом, хлебного дворца стряпчий Софон Глебовской». [25, л.314 об.]
Вотчина в начале XVIII в. Пожалование села Великого князю Аниките Ивановичу Репнину.
Царь Петр Алексеевич, в противоположность своему отцу и деду, не любил роскошную жизнь. Бюджет Большого дворца был сильно сокращен, в начале 1700-х гг. был реформирован конюшенный приказ. 10 конских заводов Петр I раздал (пожаловал) своим приближенным. Великосельская вотчина была пожалована Аниките Ивановичу Репнину [27, стр. 3]. Перед этим, в 1701 г., во вновь образованную государеву дворцовую волость, на реку Битюк в Воронежскую губернию, были переселены из конюшенно-дворцовых сел Ростовского, Ярославского, Костромского и Пошехонского уездов «крестьян добрых и семьянистых с их женами, детьми и со всеми их крестьянскими животы»: 1021 двор; людей в них: мужеска и женска пола 4919 человек». В том числе «Ростовского уезда из Великосельской волости 226 дворов» [27, стр. 17].
В начале 1700-х гг. Петр I пожаловал село своему ближайшему сподвижнику, князю Аниките Ивановичу Репнину. В современной литературе приводятся различные даты перехода села Великого в собственность князя Репнина.
Документы, хранящиеся в фонде Гагариных подробно описывают порядок отказа Великосельской вотчины из Государевой собственности и пожалования ее князю Репнину. Репнину отошла только часть Великосельской вотчины – 400 дворов из общего числа 810 дворов. Перед составлением жалованной грамоты необходимо было провести раздел вотчины. Для этого, по царскому указу, в августе 1707 г., в дворцовое село Великое был отправлен подъячий Алексей Носов, чтобы «в том селе Великом и приселках описать церкви божии и в них церковную всякую утварь и у церквей дворы и на государевых дворах хоромное дворовое и иное всякое строение и хлеб и конюшенные; да в селе и в приселках и деревнях крестьянские и бобыльские дворы и в них людей по именам и пашню и сено и пустоши и всякие угодья переписать; а описав вышеписанное все село Великое с приселками и с деревнями и с пустошами и со всеми угодьями и с хлебом, отказать генералу князю Никите Ивановичю Репнину по писцовым книгам четыреста дворов» [24].
Подъячий Алексей Носов составляет подробную опись Великосельской вотчины. В С «Списке об отказе кн. Репнину села Великого» указано, что после того, как на Битюк было вывезего 226 дворов, «за вывозом в остатке пашенных шестьсот пятдесят шесть дворов а с непашенными восемьсот десять дворов с четью». Приводится поименный список крестьян, подробно описаны земельные угодья и церковная утварь. В сельце Плещееве описана церковь Архангела Михаила, в Великом – «церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы деревянная ... при той церкви колокольня деревянная на ней шесть колоколов». Церковь Рождества Богородицы, описанная в писцовых книгах 1676 г., в 1707 г. не упоминается.
Подьячий Алексей Носов подробно описывает базарную площадь: «в том же селе на торгу старых и новоприбылых лавок на одно лицо тридцать две лавки с полулавкою, да на оба лица четырнадцать лавок, да три места лавочных на одно лицо, да два места на оба лица, да двадцать два полка, двадцать кузниц» [24]. Документ указывает на основные занятия крестьян села Великого: на 153 крестьянских двора в селе имеется 89 торговых мест и 20 кузниц.
Таким образом, осенью 1707 г. Великосельская вотчина была разделена. Приселки Холм-Огарев, Горе Грязь и Пятницкое остались в дворцовой собственности. Князю Аниките Ивановичу Репнину было отказано «400 дворов и крестьян 1302» [29]. Сюда вошли: село Великое, приселок Плещеев и 25 деревень - Романцево, Шалаево, Седелниково, Чертаново, Плотина, Бели, Федоровская, Петрунино, Остафевцево, Чернево, Милетино, Кудринское, Раманцево, Кощеево, Пурлево, Борок, Круглово, Турово, Куленево. «Итого при селе Великом отказано усадебной крестьянской земли 54 десятины с третью и с полчетвертью десятины и с тем что за крестьянами и оброчных пустошах, пашни паханые, худыя земли и перелогом и лесом поросли 1027 десятин с четвертью и с полполчетвертью, в поле а в дву потому ж, сенных покосов 525 десятин и полтрети; лесных порослей 14 десятин; болот 14 десятин с четвертью; скотинных выпусков и прогонов 39 десятин; лесу пашенного 125 десятин и полтрети; на реке Которосли 3 перевоза да мельнишной пруд» [27].
После раздела вотчины, 30 июня 1708 г. была составлена Жалованная грамота. Дата 30 июня 1708 г. приводится в справочниках начала XX в., как дата перехода Великосельской вотчины в собственность князя Аникиты Ивановича Репнина [30, стр 82]. До нас дошли две копии Жалованной грамоты, сделанные после 1721 года [28; 29, Прил. 1]. Возможно, это было связано с событиями Северной войны. Князь Репнин находился в июне 1708 г. в Польше со своей дивизией, 3 июля русские войска потерпели поражение при Головчине, Репнин не смог изменить исход боя, и гнев Петра обрушился на него. Генерал Репнин был разжалован в солдаты. Вернуть расположение царя удалось только через три месяца, после победы при Лесной, Петр простил Репнина и вернул ему генеральское звание. За Жалованной грамотой на Великосельскую вотчину князь Репнин повторно обращается в 1721 г.
Приведем полный текст Жалованной грамоты:
«Божею поспешествующею милостию мы, пресветлейший и державнейший великий государь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец: Московский, Киевский, Владимерский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский и царь Сибирский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский и всея северные страны повелитель, и государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иных многих государств и земель Восточных и Западных и Северных Отчичь и Дедичь и наследник и государь и обладатель и наше царское величество,
По милосердному усмотрению пожаловали генерала нашего и князя Никиту Ивановича Репнина за многие к нам великому государю верные службы и за непрестанное при нашем царском величестве на Москве и во всех походах бытие и радение и за то что был он, генерал наш, на нашей Великого Государя службе: в первом и в другом азовском походе, да с полками под Нарвою, под Ригаю, под Слесельбургом, под Канцами, в Польше и под Митаваю, в Градне в иных военных походах против Свейского короля и за тое его генерала нашего, к нам Великому Государю всесовершенное усердное радение и за самую его верную службу, Мы Великий Государь наше Царское Величество пожаловали ево Генерала нашего Князя Никиту Ивановича из наших государевых дворцовых сел Ростовского уезду село Великое с приселки и с деревнями.
А в них по писцовым книгам четыреста дворов крестьянских с пашнею и с лесы и с сенными покосы и с пусташми и со всеми угодби. А по отказным книгам Ижорской канцелярии подъячего Алексея Носова прошлого 1707 году написано: Село Великое, да приселок Плеещеев, да к ним двадцать пять деревень, а в них четыреста дворов крестьянских, десятинные пашни и с лесными зарослями триста двадцать две десятины и пол трети в поле а в дву потому ж, сенных покосов по лугам и по наволокам и по островам двести девятнадцать десятин без четверти, осмнадцать пустошей которые были на оброке за крестьяны, в них пашни паханой сто тридцать семь десятин и пол пол четверти, лесом поросло шестнадцать десятин без трети, в поле а в дву потому ж, лесу пашенного тридцать пять десятин с третью, усадебной крестьянской земли пятьдесят четыре десятины с третью и с получетвертью десятины. И с тем что за крестьяны и в оброчных пустошах пашни паханой худой земли и перелогом и лесом поросло тысяча двадцать семь десятин с четью и с пол пол четью в поле а в дву потому ж. Сенных покосов пятьсот двадцать пять десятин и пол трети, лесных порослей четырнадцать десятин с четвертью, скотинных выпусков и прогонов тритцать девять десятин. Лесу пашенного сто двадцать пять десятин и пол трети. На реке Которосли три перевоза да мельничнай пруд. И церковною землею села Великого и приселка Плещеева попы с причетники владеют по писцовым книгам.
И нашу вышеписанную вотчину мы великий государь пожаловали, велели ему генералу нашему и князю Никите Ивановичу дать сию нашу царского величества жалованную грамоту на память впредь будущим роду его, что он генерал наш и князь Никита Иванович будучи при нашем царском Величестве тою нашу великого государя милость получил своею многою и радетельнаю службою и чтоб на сие смотря дети его и внучата и правнучата и кто по нем роду его будет также нам Великому Государю служили и о том тщание необложно имели и по нашей царского величества милости того вышеписанного села указанные дворы с пашнею и с лесом и с сенными покосы и со всеми угодьями ему генералу нашему и князю Никите Ивановичу и детям его и внучатам и правнучатам пожаловали бесповоротно и полно им продать и заложить кроме монастырей и в придание дать.
Писана сия наша царского величества жалованная грамота в нащем царствующем вемщем граде Москве, лета от Рождества Христова 1708-го, месяца июня 30 дня, государствования нашего 27 году.»
После Полтавской победы, как указано в Поденной записке Петра Великого, 30 июня 1709 г. князь Репнин был награжден «кавалерией и деревнями» [31, стр. 239]. Имеется в виду орден Андрея Первозванного; названия деревень в документе не приводятся. Через несколько дней Репнин обращается к А.Д. Меншикову с просьбой, похлопотать об увеличении денежного жалования и о дополнительном пожаловании - даче ему оставшейся части Великосельской вотчины: «которые есть деревни в Ростовском уезде остаточные от моей дачи села Великаго, отданы б были мне» [32, Прил. 2]. Позднее, Репнин напоминает Меншикову об этой просьбе в письме от 31 августа 1709 г. Повидимому, ходатайство А.Д.Меншикова перед царем не имело успеха. Позднее вторая часть государевой вотчины с селами Холм Огарев, Горе-Грязь и Пятницкое была пожалована Степану Ефимовичу Карновичу.
Литература:
21. И. Зезюлинский «Историческое исследование о коннозаводском деле в России», Вып. 1 – СПб, 1889.
22. Г. Котошихин «О России в царствование Алексея Михайловича», - изд. 4-е, СПб, 1906.
23. Ярославские епархиальные ведомости, №44, 31 октября 1895 года, часть неофициальная.
24. «Список об отказе князю Репнину села Великого» - РГАДА, ф. 1262 оп. 9 ч.1 д.1.
25. Архив Института истории РАН, ф. Меншикова, ф. 83 оп. 2 д.1.
26. «О размежевании земли села Великого с сельцом Плещеевым» - Государственный архив Ярославской области (ГАЯО) ф. 151 оп.2 ч.1 д.1000.
27. И. Зезюлинский «Историческое исследование о коннозаводском деле в России», Вып. 2 – СПб, 1893.
28. «Копия с отказных книг подъячего Носова князю Репнину» - РГАДА, ф. 1262 оп. 9 ч.1 д.2.
29. «Список с жалованной грамоты генералу князю Никите Ивановичу Репнину о даче ему из дворцовых сел в Ростовском уезде села Великаго с приселки с деревнями. 30 июня 1708 года» - РГАДА, ф. 154 оп. 2 д.50.
30. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии» - Ярославль, 1908.
31. «Журнал или поденная записка государя императора Петра Великаго» - СПб, 1770.
32. Архив СПб Института истории РАН, ф. Меншикова, ф. 83 оп. 1 д. 3287.

Приложение 1. Копия Жалованной грамоты князю Репнину на село Великое, 30 июня 1708 года.

Приложение 2. Письмо А.И.Репнина к А.Д.Меншикову, июнь 1709 года.         

Светлейший князь господин господин фельдмаршал, мой особливый патрон.
За многими и всегдашними вам делами не могу улучить словами просить у вашей светлости моего патрона милости и ради того, чрез сие свое письмо нижайшее прошение приношу.
Его царского величества премилостивейшаго нашего государя милость и награждения чести многия мы получили, а особливо я, за предстательством вашей светлости моего милостивого патрона. Однако ж не могу умолчать. Понеже моей братии равным саржею и ниже меня оклады денежнаго жалования учинены великие. Господам генералом полным на месяц по 350 рублей, генералом порутчиком нововыезжим и старым иноземцам пруским по 250 рублев и дачи вотчинные большие. А мне окладу на месяц 260 рублев а дача вотчинная не великая, в чем имею и стыд и обиду перед своею братею. Чего ради прошу вашея светлости моего милосердаго патрона будь предстатель его царскому величеству, дабы за вашим милостивым предстательством учинен был мне оклад денежного жалования против моей братии. Да которыя есть деревни в Ростовском уезде остаточные от моей дачи села Великаго, отданы б были мне. Понеже ваша светлость сами известны, что оных остаточных деревень число невеликое и в самых худых местах. И отдаваны были князю Василью Долгорукому, которых за оною худостью не взял. И паки прошу вашея светлости по сему моему нижайшему прошению сотвори со мною милость, понеже инаго патрона не имею кроме вашей светлости. За что Всевышний всегда вас наградит милостию своею. А я остаюсь

                                                                  Вашей княжеской светлости
усердный нижайший слуга
                                                                  Князь А. Репнин.
Июля ___ дня 1709

Приложение 1-1

Приложение 1-2

Приложение 1-3

Приложение 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...