пятница, 17 марта 2017 г.

Портрет Александра Ивановича Звонилкина. Миниатюра на эмали. 1927 г.

Гостей музейного клуба "Яблочный пирог" Борисоглебского филиала Ростовского музея 16 марта сего года, ожидала встреча с уникальным произведением - портретом на эмали Александра Ивановича Звонилкина, из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». 1927 г. 14,5х11,7 см. О нем рассказала Вера Филипповна Пак - кандидат искусствоведения, зав. сектором финифти.


Произведение поступило в музей от сына Александра Ивановича - Александра Александровича Звонилкина в 1998 г. в дар и вскоре портрет вошел в состав раздела ХХ в. постоянно действующей экспозиции Музея финифти Ростовского кремля.
Портрет выполнен талантливым художником Виктором Константиновичем Туляковым. Он родился в 1907 г. в деревне Кузнечихи Борисоглебской волости Ростовского уезда. Учился с 1922 - 1927 гг. в Учебно-показательной школе финифти в Ростове, которой заведовал в те годы Александр Иванович Звонилкин.
Данная миниатюра на эмали (финифти) исполнена в технике гризайли – т.е. одноцветной живописи - коричневой краской по белой эмали, как говорили в те времена – «в тоне сепии». Сепия – это итальянский мягкий карандаш в виде широкого грифеля.
На лицевой стороне эмалевого портрета внизу есть подпись автора. Портрет исполнен в 1927 г. Тогда талантливому юноше было всего лишь двадцать лет. Поражает, как точно он смог передать портретное сходство. В В этом легко убедиться если сравнить портретную миниатюру с фотографией на удостоверении личности преподавателя гимназии Александра Ивановича Звонилкина или с его автопортретом, выполненным в технике пастели в год его ареста, в 1937 г. (хранятся в семейном архиве).
Александр Иванович, как вспоминают его коллеги-учителя Ростовской гимназии, был веселым, всегда довольным, любил рассказывать ученикам забавные истории, он любил работу и своих подопечных. А ученики отвечали ему взаимностью! И это чувствуется в портрете.
Александр Иванович Звонилкин (1883-1938) оставил глубокий след в истории художественной жизни и образования Ростова Великого почти четырех первых десятилетий ХХ в. Но поскольку он был жертвой репрессий конца 1930-х гг., большинство авторов умалчивали о нем или писали вскользь. Несмотря на реабилитацию 1958 г. его имя еще долго продолжало незаслуженно оставаться в тени, и только по существу в конце 1990-х гг. началось изучение творческого наследия художника.
А.И. Звонилкин - выпускник Императорского Строгановского Центрального Художественно-промышленного училища в Москве. В Ростов приехал в 1905 г. Директор гимназии Моравский в 1907 г.  пригласил его в качестве учителя рисования и преподавателя студии скульптуры. В 1919-1929 гг. Александр Иванович заведовал Учебно-показательной финифтяной школой. В 1920-е гг. еще и руководил Ростовской художественной студией изобразительных искусств.
Александр Иванович - смелая творческая натура, он брался за большие сложные и ответственные заказы, испытывая при этом особый кураж, работая с увлечением и даже азартом. Его не пугали большие размеры полотен, в 1910 г. им был написан двухметровый портрет Императора Николая II, в 1914 г. по заказу Городской Думы – скульптурный проект памятника Алексею Леонтьевичу Кекину, а в 1933 г. - трехметровый портрет Ленина.
Время изглаживает из людской памяти многие факты, но кое-что удается восстанавливать буквально по крупицам, например, авторство его архитектурных проектов. На основе архивных данных и стилистического анализа удалось доказать, что по его эскизам были построены до революции оригинальные здания в Ростове: Артистический павильон в Городском саду (к сожалению, не сохранился) и дом по ул. Окружной, № 51. Во второй половине 1990-х гг. там было «Кафе на Окружной», в настоящее время сохранилась лишь вывеска. Кафе уже нет и дом, к сожалению, всё ветшает и ветшает из года в год. Жалко, если и его постигнет участь многих старинных двухэтажных деревянных особняков в Ростове, которые гибнут буквально на глазах.
Одаренный живописец, скульптор, архитектор и педагог Александр Иванович Звонилкин более тридцати лет учил ростовских ребятишек рисованию и черчению. Его яркая творческая личность оставила глубокий след в истории искусства Ростова Великого почти четырех десятилетий ХХ в. Он был талантливым сыном своего времени. В какой бы области художественного творчества ни работал, - везде проявлял свои незаурядные способности и талант. В произведениях художника воплощены ведущие стили времени: в живописи и скульптуре реализм, в архитектуре – модерн, а в эскизах для финифти - русский стиль. Это наглядно проявляется в целом ряде работ, что были выполнены учениками школы финифти по эскизам Александра Ивановича, которые хранятся и экспонируются в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль».

Вера Пак






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кустарная промышленность села Великого в XIX в.

Гуменюк А.Г.,  Муравьев Н.В. Помещичье предпринимательство Первым крупным предприятием в Великосельской вотчине стала бумажная...