воскресенье, 27 ноября 2022 г.

Красный угол


Ростовский жилой интерьер XIX – начала XX вв., представляет большой интерес. Иконы были неотъемлемым элементом убранства жилого интерьера русского быта, занимали важное место в повседневной жизни.

Иконы находились почти в каждом жилом помещении дома. Размещение икон в парадных комнатах зависело, прежде всего, от религиозности и вкусов хозяев. Если в парадных комнатах иконы не всегда помещали, то в спальнях они были обязательны.

Принадлежностью спальни, судя по описям имущества ростовских купцов, мещан и богатых крестьян, были киоты — угольники-божницы. В них размещались фамильные и брачные иконы в дорогих серебряных окладах, перед иконами горели лампады.

Некоторые из киотов или «божниц» были значительных размеров, краcнoго дерева, с застекленными дверцами. Встречаются киоты и «простого дерева», и украшенные резьбой, и даже золоченые. А.А. Титов, описывая дома богатых крепостных крестьян, которые во многом подражали городским купцам, указывал, что «иконы у них все в ризах и киотах» и что эти «украшения» являлись особым предметом гордости.

В толковом словаре Владимира Даля есть подробное определение: «Божница — ...украшена иконами, св. книгами для молитвы. Стекольчатый шкаф, поставец разной величины и вида, во всю стену, половинчатый, либо малый, на полочке, для постановки икон, образов, богов, божества, киот, кивот, иногда только полочка, угольник, косыня, потому, что народ не подвешивает образов, а ставит их».

В спальных комнатах ряда каменных двухэтажных крестьянских домов Поречья-Рыбного встречается полочка для икон, оформленная аналогично потолочному карнизу, в виде углубления в стене или откоса в красном углу под 45 гр., нередко по диагонали от изразцовой печи или лежанки.

В условный «стандартный» набор икон в домах жителей Ростова и в домах богатых крестьян приозерных торговых сел в XIX в., круг предпочитаемых изображений. входили следующие иконы: Спаситель, Воскресение Христа, Богородица (Владимирская, Казанская, Тихвинская, Толгcкая), Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Дмитрий Ростовский. В этот круг нужно включить изображения святых, являвшихся личными покровителями членов данной семьи.

Литература и источники:

Сазонова Е.И. Мир вещей ростовского обывателя XIX века: домашние иконы // История и культура Ростовской земли 1995. Ростов, 1996. С. 185-193.

Титов А.А. Статистико-экономическое описание Ростовского уезда Ярославской губернии. Спб., 1885. С. 237.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I. М., 1955.

Столярова Е.Н. Киоты в дворянском и крестьянском интерьерах первой половины XIX века // «Тарханский вестник» 2001. Вып. 13. л. 89-95.

Фото 1-3: А.Г. Морозов. Полочки, красные углы для икон в каменных домах Поречья-Рыбного. Материалы комплексной, научно-исследовательской экспедиции ГМЗ «Ростовский кремль», 2011.

Фото 4: Выставка «Борисоглебский музей: история и будущее», Ростовский кремль, 2016. Фрагмент. Справа в углу - киот напольный. Россия. XIX в. // ГМЗРК. ДБ-265/6. Дерево, лак, стекло, резьба, золочение, 270х65х65. С иконами: св. Николай Чудотворец, избранные святые: Мария, Анна, Елизавета и Вера, св. муч. Александр, средина XIX в. Дерево, левкас, темпера. Принадлежал богатым крестьянам Борисоглебских слобод Грабовским.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...