воскресенье, 29 октября 2017 г.

Договор на обучение «иконному художеству», 1810 г.

Ростов. Церковь Николы на Всполье. Фрагмент интерьера // Фото из статьи В.В. Зякина

В маклерских книгах города Ростова конца XVIII - начала XIX в. встречаются договоры на обучение «иконному художеству». В Ростове среди мастеров живописцев упоминаются чаще посадские люди, штатные служители архиерейского дома и монастырей, реже купцы, нередко имевшие у себя артели работников подобной квалификации. Как местные, так и приезжие. Учениками к ним поступали дети тех же сословий, отдаваемые родителями. Рассмотрим один из таких договоров.
1 ноября 1810 г. штатный служитель Ростовского Борисоглебского, что на Устье монастыря Петр Степанов Кривцов заключил «условие» с ростовским посадским Степаном Петровым Босовым. Текст изложен от имени Петра Кривцова, который отдал Степану Босову своего родного сына Александра для обучения «иконному художеству».
В документе четко прописано, что Босов должен был обучить ученика всему тому, что сам умеет, «без всякого укрывательства». В чем именно данное мастерство заключалось у тексте не указывается. Срок обучения составлял семь лет, до 1 ноября 1818 г., без платежа за обучение денег и хлеба. Однако обеспечение ученика – Александра Кривцова одеждой, нижней и верхней, так и обувью, вменялось в течение всего срока обучения в обязанность его отца.
В числе обязанностей ученика прописаны непременные покорность и послушание мастеру, который имел право, в случае каких-либо учиненных ему со стороны ученика грубостей и лени, непослушания и других проступков, наказать его по мере преступления.
Кривцов не имел права в течение упомянутого срока ни забрать, не отвлекать своего сына от обучения. В противном случае, он был обязан заплатить мастеру неустойку, по 15 рублей в год [Все суммы в тексте указаны прописью – А.М.]. При этом, все дни, которые ученик во время обучения проболел или отлучался, нужно было «зажить» или отработать после окончания семилетнего срока. Ниже в документе идет рамочная фраза, что стороны условились содержать договор свято и не рушимо.
В тот же день, 1 ноября 1810 г. рассмотренное «условие» от ростовского мещанина С.П. Босова и штатного служителя Борисоглебского монастыря П.С. Кривцова, было представлено в Ростове у маклерских дел. Обе стороны, заключившие договор были грамотны и подписали его собственноручно. В маклерскую книгу под №12 его записал маклер Алексей Привалов. Подлинник договора получил к себе Босов. Кравцову досталась копия. Под текстом договора, ниже, другим почерком, более темными чернилами, стоят подписи сторон.
Ростовский посадский Степан Петрович Босов являлся не только живописцем. Договоры, отложившиеся в тех же маклерских книгах Ростова свидетельствуют, что 22 декабря 1808 г. к Босову подрядился «делать иконное художество» крестьянин села Палеха Никита Иванов Денисов, на один год, за 160 рублей. 15 февраля 1810 г. у Босова продлил свой договор еще на один год иконописец села Палеха, крестьянин Никита Семенов Нагавицын, также за 160 рублей. А 18 февраля того же года к Босову подрядился иконописец села Палеха, крестьянин Михаил Иванов Арыкин, за 98 рублей в год. Наконец, вышеупомянутый Никита Иванов Денисов 10 марта 1810 г. вновь нанялся у Босова в «иконное художество» на год, за 170 рублей. Таким образом, Степан Петрович Босов имел у себя в Ростове целую артель иконописцев, в основном из села Палеха.
Как отмечает В.В. Зякин, ростовский живописец Степан Петрович Босов периодически работал в 1812-1820 гг. в Николоспольской церкви города Ростова. Он написал для вновь сооруженного иконостаса этой церкви несколько новых икон и поновил старые. В сентябре 1812 г. им была написана «Тайная вечеря», помещенная на сени Царских врат, а в марте 1814 г. и в октябре 1820 г. – иконы «Христос Вседержитель», «Поцелуй Иуды», «Коронование терновым венцом», «Положение во гроб» и «Сошествие Св. Духа», расположенные в верхней части иконостаса.
Литература и источники:
Зякин В.В. Церковь Николы на Всполье: архитектура и некоторыеэлементы внутреннего убранства // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2003. Вып. XIV. С. 390-412.
Мельник А.Г. Иконостасы конца XVII-XIX веков вхрамах Ростова Великого // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2009. №3 (56). С. 131-143.
Мельник А.Г. Новые данные о монументальных росписях церквей Ростова и Ростовского уезда в XIX веке // XIII Золотаревские чтения. Рыбинск, 2010. Т. 1. С. 207-216.
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3493. Л. 245.
Там же. Д. 3575. Л. 87-88 об.
Там же. Д. 3576. Л. 11-11 об.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Борисоглебский музей - встреча в клубе «Яблочный пирог», 21 сентября 2018.

21 сентября 2018 г. в музее «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский прошла первая в новом сезоне встреча в клуб...