Автор публикации:
Морозова Полина Александровна - ученица 8 класса средней общеобразовательной школы пос. Поречье-Рыбное, Ростовского МР Ярославской области.
Научный руководитель:
Виденеева Алла
Евгеньевна - старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», кандидат исторических наук.
Церковь Спаса Нерукотворного в селе Климатино Ростовского района
датированная 1780 г., является памятником регионального значения. Ныне
храм находится в полуразрушенном состоянии. Между тем, церковь является частью
большой помещичьей усадьбы включающей в себя: усадебный дом, парк с аллеями,
пруды и сельское кладбище. Усадьба и село Климатино ранее принадлежали князьям
Голицыным, господам Маркус. Последним владельцем усадьбы был ростовский купец
Василий Кайдалов.
Храм и усадебный комплекс, в целом, представляют немалый интерес в
перспективе развития сельского туризма. Ныне становится актуальным вопрос о
возрождении усадьбы, которую в начале 2017 г. приобрел Иван Николаевич
Синюшкин – хозяин усадьбы купцов Плешановых в Ростове Великом. Поскольку
церковь является неотъемлемой частью усадьбы, в перспективе, возможно ее
возрождение. Поэтому, так важно изучение истории храма, его интерьера, находившихся
в нем церковно-богослужебных предметов и имущества.
Задачи исследования:
1.
Дать историографический обзор по истории
села и церкви, в том числе по церковным описям 1919 г.
2.
Произвести музейное описание «описи»:
размеров, подписей и тд.
3.
Проанализировать источник – опись храма
села Климатино 1919 г.
Историю села Климатино, описание храма представил в своей масштабной
работе «Ростовский уезд» краевед Андрей Александрович Титов. Он
показал расположение селения, количество дворов, населения, земельных наделов.
О том, что село - бывшее помещичье, при прудах. Занятия крестьян -
хлебопашество и промыслы (переработка картофеля). А.А. Титов указал дату
постройки церкви - 1780 г., помещицей, княгиней Анастасией Алексеевной
Голицыной. О наличии трех престолов в храме: Всемилостивого Спаса, Трех Святителей
и Великомученицы Варвары. О числе совершаемых крестных ходов. Андрей
Александрович отметил, что ранее здесь была деревянная церковь, во имя
Святителя Леонтия Ростовского. Краевед упоминает наиболее древние и значимые
предметы из церковной утвари. Такими предметами в данном храме являлись
жестяные венцы, употреблявшиеся при венчании.
В советское время истории села, усадьбы и храма уделила внимание
Т.П. Федотова. Об усадьбе в селе Климатино упомянул Б. Ясюнас, описывая
старинные парки Ярославской области. В его статье дан подробный графический
план усадьбы, подготовленный им на основе съемки 1991 г. На плане указана
также и Спасская церковь.
Важное место в историографии нашей темы, занимают статьи Аллы Евгеньевны
Виденеевой и Надежды Владимировны Грудцыной, которые как раз посвящены анализу
описей 1919 г. Ростовских монастырских храмов.
Среди электронных публикаций, по Климатино, на страницах музейного блога
«Ростовская земля. История и культура» отметим работы Александра Геннадьевича Морозова
о надгробных памятниках Голицыных, благоустройстве мест их захоронения,
проведении в храме молебнов в престольные праздники. Во время майской
экспедиции 2014 г. А.Г. Морозовым в храме был обнаружен один из тех
самых, упоминаемых А.А. Титовым древних венцов. Этот венец был передан для
реставрации В.Ю. Куликову, с целью последующей передачи его в фонды музея-заповедника
«Ростовский кремль». Среди авторских иллюстраций в блоге выделим прекрасные
фотографии Климатина и округи Валерия Александровича Абрамова.
В опубликованных источниках о церкви и причте села Климатино есть
информация в сведениях о монастырях и церквях Ярославской епархии, списках
приходов по Ростовскому уезду за разные годы XIX – начала XX в.
Некоторые события этого периода, происходившие в селе и в усадьбе, церковные
праздники, история училища, пожары, нашли свое отражение на страницах
периодической печати: газете «Ярославские губернские ведомости» и др. Главным
неопубликованным источником является для нас опись храма 1919 г.
Описи церквей представляют собой описание храма и его внутреннее
убранство. Они составлялись по разным причинам. А.Е. Виденеева отмечает, что
особый интерес представляют собой описания, появившееся в результате
общероссийских церковных ревизий. В нашем случае таким документом и является
опись храма Спаса Нерукотворного села Климатино 1919 г.
Данная опись появилась после выхода Декрета Совета Народных Комисаров «Об
отделении церкви от государства, и школы от церкви» 20 января 1918 г.
Декрет лишил русскую православную церковь права собственности и статуса
юридического лица, провозгласил национализацию церковных и монастырских земель,
строений и имущества. Все церкви России вместе с находившимся в них различным
имуществом стали народным достоянием. Право распоряжения ими получили органы
Советской власти. Церковное имущество затем обычно передавалось в пользование
религиозных общин. Вслед за выходом упомянутого декрета, весной 1919 г. в
России была проведена массовая перепись всех храмов. Такие описи являлись
основанием для акта передачи той или иной церкви, вместе с находившимся в ней
имуществом, религиозным общинам в бессрочное и бесплатное пользование.
Составлялось так называемое «Соглашение», особый юридический документ,
заверявшийся подписями представителей власти и членами религиозных общин.
Относительно церкви села Климатино, такое «Соглашение» было подписано
26 марта 1919 г. представителем ростовского ликвидационного отдела
церковно-монастырских имуществ, фамилия которого неразборчива и приходской общиной,
которую возглавлял священник Николай Урусовский. Соглашение подтверждало, что
община приняла в бессрочное бесплатное пользование в селе Климатино церковь и
имущество, находившееся в ней. С этой целью и была произведена опись церковного
имущества.
Храм Спаса Нерукотворного располагается в северо-восточной части
усадебного комплекса, сложившегося к началу XX в. Помимо храма с колокольней, здесь также имелась
церковная ограда. Таким образом, они и стали объектами описи 1919 г.
Описей храма Спаса села Климатино 1919 г. две. Они хранятся, вместе
с «Соглашением», в одном деле, имеющем сквозную нумерацию листов, в Ростовском
филиале Государственного архива Ярославской области. Первая из описей – в
школьной тетрадке в прямоугольную клетку, в 27 листов, сделана священником
Николаем Урусовским. Формат тетради: 17х21 см. Рукопись, чернила черного цвета.
Вторая опись представляет собой документ на 18 листах, составлена на
типовом бланке типографской печати, в виде таблицы из шести столбцов: № части,
№ главы, наименование предметов, количество, материал, примечания. Ее размеры:
19,4х30,5 см. Этот бланк также заполнен рукописно, чернила синего цвета,
подчерк хорошо читается. Предположительно, вторая, официальная опись была
сделана на основании первой. Как и «Соглашение» обе описи датированы 26 марта
1919 г. Сохранность описей довольно хорошая, надрывов листов практически
нет, имеются замины углов, пятна, выцветание чернил.
Описи имеют достаточно четкую структуру: в них
выделены три больших тематических части, каждая из которых, в свою очередь,
делится на определенные главы:
Часть I:
Опись церкви (главы 1-9) с небольшим введением
1. Алтарь холодной церкви Спаса Нерукотворного образа
2. Предалтарный иконостас холодной церкви
3. Иконы и иконостасы в прочих местах холодной церкви
Затем, по той же трехчастной схеме описаны зимний храм
в трапезной и его приделы:
4-5. Придел трех святителей Василия Великого, Григория
Богослова, Иоанна Златоуста
6-7. Придел великомученицы Варвары
8. Церковная утварь: лампады, подсвечники и др.
9. Колокольня и колокола
Часть II:
Опись храмовой ризницы (главы 1-13)
(Евангелия, кресты, священно-служебные сосуды,
облачения, покровы, паникадила, церковная утварь и прочее).
Часть III.
Опись книгохранилища и письменности (главы 1-7)
Далее следует описание церковной ограды. В отдельную
часть оно не выделено.
А.Е. Виденеева указала, что сложная разветвленная структура данного
источника по своей внутренней организации восходит к формуляру церковного
описания, который в середине XIX в.
был разработан митрополитом Филаретом (Дроздовым) (1821-1867 гг.) и введен
для составления во всех храмах России так называемых «главных» церковных описей.
Завершают рассматриваемые документы подписи священника, членов
религиозной общины (чернила синие) и представителей ликвидационного отдела,
заверенные круглой печатью. В целом, две рассматриваемые описи 1919 г.
структурированы по содержанию и лаконичны по тексту.
В небольшом введении к части I указывается объект описи – храм Спаса,
его приделы, дата строительства и кем он построен.
Опись фиксирует наличие в церкви села Климатино около
220 предметов интерьерного убранства – от почитаемого храмового образа Спаса,
до простых предметов бытового назначения – столиков и шкафчиков.
Данная цифра отражает не точный объем церковного
имущества, а всего лишь обозначает число предметов, получивших при описании
отдельную нумерацию. При этом однотипных предметов под одним порядковым номером
могло быть несколько. В таких местах в тексте всегда указывается количество
экземпляров или штук.
Тщательно, но кратко, в соответствии с заданной схемой
описаны алтари и иконостасы. При характеристике алтарей упомянуты престолы,
антиминсы, жертвенники, напрестольные и запрестольные кресты. При описании
иконостасов отмечены количество ярусов и число икон, их посвящения, материал,
техника и вес в золотниках риз и окладов. Даже три цвета краски, в которые была
выкрашена основа иконостасов – белая, голубая и синяя, цвет завес у царских
врат. Резьба иконостасов и киоты были вызолочены. У серебра почти везде
указывается 84-я проба. Пожалуй, наиболее пространно и полно представлены книги
– указаны размеры, датировки, материал оклада.
Всего, в церкви села Климатино, судя по перечисленным
образам, находилось чуть более 70 икон. Немалая их часть – около 15 – были Богородичными.
Также имелись 6 икон Спасителя, 3 – св. Николая Чудотворца, По две иконы
Ильи Пророка и Леонтия Ростовского, по одной иконе епископа Якова Ростовского,
святителя Димитрия Ростовского и Сергия Радонежского, Серафима Саровского,
Феодосия и Антония Печерских. Состав Богородичных икон отличался весьма большим
разнообразием: по одной иконе – Казанской и Тихвинской, Владимирской и Всех Скорбящих
Радости, Коронованной и Неопалимой Купины, Боголюбской и Толгской, Смоленской,
Молчанской и «Живоносный источник».
Обращают на себя внимание образы святой Анны
пророчицы, преподобной Анастасии и мученицы Наталии – небесных покровительниц
устроительницы храма - Анастасии Голицыной и ее родственниц, расположенные в
отдельном вызолоченном киоте, перед царскими вратами главного иконостаса, у
иконы Казанской Божией Матери. Кроме того, на южных дверях холодного храма
имелся живописный образ преподобной Анны, написанный на холсте, «в большой
размах», а на северных дверях – аналогичный образ святой мученицы Наталии.
Важным элементом характеристики икон, как отмечалось
выше, является указание наличия медных и серебряных венцов и окладов. В первой
части также упомянуты лампады и подсвечники, всего около сорока, а также около
десятка хоругвей для крестных ходов.
Опись уделяет внимание и колокольне, сообщая о наличии
6 колоколов. Колокола в документе упомянуты практически суммарно, указан
вес лишь самого большого – 101 пуд, 39 фунтов.
Описание храмовой ризницы включает в себя
13 глав. В первой перечислены Евангелия: 6 книг, из которых в лист –
3, в ½ листа – 1, в 1/4 листа – 2. В том числе: 1 – в медном посеребрённом
окладе с финифтяными вставками 1833 г., 1 – в золотой парче с серебренными
накладками, 1 – в малиновом бархате с серебряными накладками и застежками, 1 –
в зеленом бархате с серебренными, позолоченными изображениями евангелистов 1771 г.
издания.
Во второй главе описи ризницы упомянуты напрестольные
кресты: 2 серебряных, 1 – деревянный в серебряном окладе, 2 – медных.
Затем поочередно названы священно-служебные, серебряные и медные сосуды,
дарохранительницы, ковчеги для хранения мощей, кадила, блюда, сосуды для
освящения хлебов и воды, хоругви, облачения престолов и жертвенников, воздухи и
покровы, священнические и диаконские одежды.
В части III, посвященной книгохранилищу, названы 3 книги Священного
писания, 10 богослужебных книг, 17 творений святых отцов и 18 прочих книг
духовного и исторического содержания, всего – 48 книг. В главе VI, «Письменности», помимо
обыскных и расходных книг, церковных описей, указана «Книга достопамятностей»,
очевидно записи значимых событий в жизни села и прихода, которая велась в храме
с 1772 г.
В заключении дается описание церковной ограды, на
каменных столбах, крытых железом, с железными решетками, воротами и калитками
по сторонам света.
«Основное назначение комплекса описей российских
храмов, произведенных в 1919 г., – отмечает А.Е. Виденеева, – заключалось
в фиксации церковного имущества. Весьма красноречиво об этом свидетельствует
текст «Соглашения», в которой церковные общины давали обязательство органам
советской власти «иметь у себя инвентарную опись всего богослужебного
имущества, в которую должны вносить все вновь поступающие предметы культа», с
тем, чтобы «в случае сдачи принятого нами имущества, возвратить его в том самом
виде, в каком оно было принято нами в пользование и на хранение».
В завершении, подводя итоги, можно сделать следующие
выводы:
Описи 1919 г., вместе с «Соглашениями»,
заключенные уполномоченными лицами органов власти и представителями религиозных
общин, легли в основу юридического оформления новых, материальных, имущественных
отношений Церкви и зарождающегося советского государства.
Церковное описание храма села Климатино 1919 г. –
последний источник, фиксирующий его убранство накануне изъятия церковных
ценностей 1922 г. Опись позволяет достаточно детально реконструировать
интерьер храма в период между революционными потрясениями 1917 г. и
кампанией по изъятию церковных ценностей 1922 г.
В целом, введение в научный оборот этого источника
предоставляет большой интерес и открывает возможности для дальнейших
исторических исследований, посвященных истории села, усадебного комплекса в
Климатино и возрождения храма.
Список использованной литературы и
источников
1.
Виденеева А.Е. Опись храмов
Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря 1919 года // Роль Русской Православной
церкви в становлении и развитии русской государственности. Материалы
всероссийской научно-практической конференции 20 ноября 2014 г. Ярославль,
2015. С. 376-377.
2.
Виденеева А.Е., Грудцына Н.В.
Ростовский Рождественский монастырь по описи 1919 г. // XIX научные чтения
памяти И.П. Болотцевой: сборник статей. Ярославль, 2015. С. 187-204.
3.
Виденеева А.Е., Грудцына Н.В.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь Ростова Великого: опись храмов 1919 г.
// Макариевские чтения. Вып. XXII. Можайск, 2015 С. 131-145.
4.
Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской
губернии. М., 1885. С. 110-112.
5.
Федотова Т.П. Вокруг Ростова Великого.
М., 1987. С. 102-103.
6.
Ясюнас Б. Старинные парки Ярославской
области: Усадебные. Городские. Монастырские. Ярославль, 2007. С. 74-76.
7.
Александр Морозов. Село Климатино.Благоустройство места захоронения княжны А.С. Голицыной // Ростовская земля.
История и культура [электронный ресурс], 6 июля 2013.
8.
Александр Морозов. Памятник Голицыных ихрам Спаса в селе Климатино. Из майской экспедиции 2014. // Ростовская земля.
История и культура [электронный ресурс], 28 июня 2014.
9.
Валерий
Абрамов. Климатино // Ростовская земля. История и культура
[электронный ресурс], 15 октября 2014.
10.
Список Высочайше утвержденных приходов
по Ростовскому уезду. Ярославль, 1878. С. 16-17.
11.
Краткие сведения о монастырях и церквях
Ярославской епархии за 1908 год. Ярославль, 1908. С. 78.
12. РФ ГАЯО. Ф. Р-153. Оп. 1. Д. 112. Л. 1-46 об.
13.
Газета «Ярославские губернские
ведомости», 1888. Часть Неоф. №7.
14.
«Прибавления к церковным ведомостям»,
1890. №46. С. 1558.
15. Газета «Голос», 1909. 14 октября.
15. Газета «Голос», 1909. 14 октября.
Леонтьевской церкви в селе никогда не было, была церковь Василия Великого, об этом свидетельствуют Писцовые книги и метрические книги. Разграбление церкви состоялось после 1926 года с ликвидацией климатинского церковного общества. Активно в этом участвовали местные жители, по свидетельствам очевидцев иконы валялись прямо на земле, их втаптывали в грязь. Вплоть до конца 1980-х годов использовалось как зернохранилище в силу хорошей гидросистемы вокруг церкви. Окончательное разрушение церкви началось в начале 1990-х годов опять же ни при помощи местных жителей. Неплохо сохранившиеся интерьеры были фактически уничтожены. После того, как была нарушена гидросистема парка и церкви, а также состоялась вырубка деревьев и кустарника вокруг церкви, на глазах рушаться стены род воздействием дождей и ветра. В этом году пришла вода.
ОтветитьУдалитьСпасибо.
УдалитьДевушку следовало бы сразу учить нормативно оформлять сноски.
ОтветитьУдалитьВ исследовании обязательны сноски, а не "списки". При отсутствии сносок (в данном случае - хотя бы в круглых скобках с указанием номера в списке литературы и номера страницы с использованными сведениями) ценность работы стремится к нулю, даже если и выглядит наукообразно.
Книги 1878 и 1908 года - не "источники", а "литература".
Ссылаются не на "периодическую печать". а на конкретную публикацию в конкретном выпуске ЯЕВ.
В самой работе сноски есть. Подробно, на отдельные листы описи 1919 г. Для блога, где нет сносок, упростили. Да, можно было бы здесь их дать в круглых скобках. Книги 1878 и 1908 года - источники. По периодике вы правы.
ОтветитьУдалитьУказанные здесь в качестве "опубликованных источников" издания - есть итог чьего-то, возможно, коллективного труда по сбору информации, анализу ее и подготовке к публикации. Такая работа для такого исследования не может быть "источником". Вот если бы объектом приложения сил исследователя были губернские списки церквей и монастырей - подобные книги анализировались уже в качестве источника.
УдалитьЕсли автор будет учиться по профилю далее - ей все это объяснят на примере первой же курсовой (если попадет к грамотным учителям, конечно). Опубликованным источником может быть, например, какой-то документ, помещенный хоть в ЯЕВ, хоть в Вопросах истории, хоть еще где. А предисловие к публикации - уже "Литература".
Спасибо.
ОтветитьУдалить