четверг, 7 февраля 2013 г.

КОНЦЕРТ ДЖАЗ-КВАРТЕТА ИГОРЯ ВОЛОДИНА 6 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА. ФОТОРЕПОРТАЖ

6 февраля 2013 года в Ростовском кремле состоялся концерт джаз-квартета Игоря Володина.
Состав квартета: Игорь Володин – клавишные (Тихвин), Стас Майнугин – саксофон (Ярославль), Юрий Грибецкий – бас (Тихвин), Олег Юданов – ударные (Архангельск).

среда, 6 февраля 2013 г.

Крест, поставленный дьяком Стефаном Бородатым на могиле сына Ильи у ростовской церкви Воскресения



Крест, поставленный дьяком Стефаном Бородатым 
на могиле сына Ильи 
у ростовской церкви Воскресения

 


Датировка1458 г.
Материалбелый камень (известняк)
Техникатёска, шлифовка, резьба
Размеры96,5х38х10,5 см
Происхождение: из ростовской церкви Толгской, в которую он был передан из упразднённой деревянной церкви Воскресения.
Надписи, подписи:
По А.В. Орешникову:
"В лет 6967 мца Ноеврия 7 на памят стых мчнкъ 30 и 3 в Мелети при благовернем великом княз Васильи Васильевич всея Рус при великом княз Иване Васильевич при митрополит Ионе всея Рус при къняз Володимере Андреевич Ростовьском и при ег брат и при архиепс(ко)пе Феод(о)си Ростовьском преставися рабъ Бжии Илья Стеф(а)новъ снъ дьяков положен быс в Ростове оу стго Воскресения и аз многогрешныи Стеф(а)нъ дьяк о(те)ць его поставих крстъ си над гробом сна своего и дал есми по нем великому Воскресению 2 деревни Волково с Трызорливым да Лобково с Лисициным и с тех деревен попу с дьяконом половина жит а черничам воскресньским половин жит дал есмь Воскрснию в дом 10 рублев попу 6 дьякону 4 а прИказываю дому Воскрсния смотрити гсну (господину) Ивану Дмитриевич зятю и Аликсею Полиектович и его сну Раману а кто похоче из дому Воскрсния что взяти или деревни купити или продати сино с теми имею суд во второе пришествие пред самем Хсмь (Христомъ) а по сну моем Илье по вся субот поют два попа с дьяконом вес род нашь поминают"
Музейная значимостьуникальный предмет. Крест является произведением московского элитарного искусства середины XV века. В отличие от подобных произведений, предмет имеет уникальную сохранность. Кроме того, на кресте имеется пространная надпись, которая является важным источником по истории Ростовского княжества (письменных данных за XV в сохранилось очень мало). В тексте надписи упоминается последний ростовский князь Владимир Андреевич и его брат (не назван по имени). Через 16 лет после изготовления креста они продали оставшуюся у них часть княжества Ивану III (который тоже упоминается в тексте надписи как соправитель своего отца Василия Тёмного).
Литература (основная): Орешников А. Памятник XV века, находящийся в Белой палате в Ростове // Археологические известия и заметки. Москва. 1894. № 11. С. 342-352; Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV — первой четверти XVI в. //Археология СССР. Свод археологических источников. Е1-49. Москва, 1971, С. 29-30, 92-94 (№ 100); Пуцко В.Г. Белокаменный крест 1458 года Дьяка Стефана //Byzantinоslavica. 1976. Т. XXXVII. С. 201-214; Пуцко В.Г. Белокаменные резные кресты XV-XVI вв. в Поволжье. // Сообщения Ростовского музея. Выпуск XI. Ростов, 2000. С. 66-71.
Литература (основная) о заказчике: Пономарева И. Г. Великокняжеский дьяк Стефан Никифорович Бородатый // Вопросы истории. 2012. № 3. С. 120-128.

СНЕЖНАЯ СКАЗКА: СЕМИБРАТОВО УТРОМ 5 ФЕВРАЛЯ

Вчера днём и всю ночь падал мокрый тяжёлый снег, который, налипая на ветви деревьев, тихо творил свою сказку.


вторник, 5 февраля 2013 г.

Панно "Князь Василько"


 

Панно "Князь Василько". 1975. Медь, эмаль, дерево, живопись по эмали.16,2х21,7

Автор Заслуженный художник России Николай Александрович Куландин (1930-2003) – выдающийся мастер миниатюры на эмали Ростова ХХ в., работал в историческом, портретном, лирико-бытовом, цветочной миниатюре и пейзажном жанрах.
    

Ростовский князь Василько Константинович (причислен к лику святых) изображался в финифти XIX в., как правило, соборно с другими ростовскими святыми. В ХХ в. подход к художественному решению образа принципиально изменился: князь стал главным персонажем станковой картины и миниатюры. К теме обращались художники П.Г. Потемин, Н.М. Хрыков, Н.М. Карасев, В.И. Рогозин, среди них выделялась миниатюра Н.А. Куландина, она стала визитной карточкой ростовской финифти ХХ века.

Живописец изобразил сцену пленения кн. Василько, возглавившего ростовскую дружину в битве с татаро-монголами на реке Сить близ Ростова Великого  в 1238 году. Князь был ранен и взят в плен, враги предлагали ему жизнь в обмен на предательство, но измене он предпочел мученическую смерть.


Литература: М.Н. Тюнина. Ростов Ярославский: путеводитель по городу и окрестностям. Ярославль.1979; В.И. Вахрина. Ростовская финифть. Открытки. М., 1989; В.И. Борисова. Ростовская финифть. Альбом. М. 1995; В.Ф. Пак. Ростовская финифть ХХ века. Иллюстрированный библиографический словарь. М., 2006. С. 53-59, 152.

Текст: Пак В.Ф.
Фото и дизайн: Зеленцова Е.А

И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ...

Сегодня Ростовский кремль снова в снежных заносах...

Пластина «Вид Ростовского кремля»


 

Пластина «Вид Ростовского кремля». 1915. Медь, эмаль, роспись и живопись по эмали. 26,9х22,5 см

Автор Лидия Ивановна Арефьева (1891-1986) училась в Учебно-показательной финифтяной школе в Ростове (1913-1917) и работала в мастерской при ней до 1924 г.

Единственная в своем роде финифтяная пластина, является одним из немногочисленных примеров  творчества учеников вышеупомянутой школы.

          В основе композиции  лежит идея букета в вазе, поданная руководителем художественной части ростовской финифтяной школы известным художником С.В. Чехониным. Ветви букета заполняют собой все пространство эмали. Тонкие симметрично расположенные растительные побеги восходят к орнаментике древнерусской миниатюры. Мотивы стелющихся по поверхности ветвей и листьев, изображения птиц напоминают  также расписной изразец XVIII в., в центре которого в круге, охваченном широким кольцом фиолетового цвета, помещено живописное изображение Ростовского кремля.

 
Литература: Пак В.Ф. Ростовская финифть ХХ в. Иллюстрированный биобиблиографический словарь. М., 2006. С. 29-30, ил. на с. 123; она же.  Поиски стиля в ростовской финифти первой четверти ХХ столетия (произведения Учебно-показательной школы из собрания музея-заповедника «Ростовский кремль») // Научные чтения памяти В.М. Василенко. Сборник трудов. М. 2009. С. 178-182.
 
Текст: Пак В.Ф.
Фото и дизайн: Зеленцова Е.А.

Явление Божьей Матери на небо перед сражением русскому воинству, предзнаменовавшее о победе, 1 сентября 1914 года

  ПЛАКАТ. Явление Божьей Матери на небо перед сражением русскому воинству, предзнаменовавшее о победе. 1914. Типо-Литография М. Н. Шарапова....