воскресенье, 10 января 2021 г.

Контракты на обучение финифтяному мастерству и производство финифти в маклерских книгах Ростова начала XIX в.

Заметки о материальной культуре ростовцев

Икона Воскресение Христово. Мастер Яков Шапошников. Первая треть XIX в. Фрагмент.

Финифти, иконописи на эмали XVIII-XIX вв. в городе Ростове посвящены основательные работы Марины Михайловны Федоровой. Предметом нашего исследования являются маклерские книги Ростова конца XVIII – начала XIX вв. – важный, документальный, многосторонний источник по договорам и контрактам, охватывающим самые разные профессии. Здесь также отложились документы, связанные с именами известных финифтяных мастеров. Рассмотрим по содержанию и форме некоторые из них.

Ряд контрактов связан с именами мастеров финифти Шапошниковых. История семьи подробно рассматривалась в трудах М.М. Федоровой. Договоры свидетельствуют и подтверждают факты обучения мастерами Шапошниковыми учеников.

Так, 5 июня 1813 г. ростовский мещанин Яков Иванов Шапошников заключил договор с ростовским мещанином Иваном Ивановым Поникаровым. Текст договора изложен от имени Шапошникова, который взял от Поникарова его сына, Василия Иванова, для обучения финифтяному мастерству. Указан срок обучения – один год. Плата за обучение составляла 100 рублей. Как учитель, Шапошников, дал обязательство показать ученику составы красок и работу по финифти таким образом, чтобы у ученика на пробах выходило точно так, как у него самого. Мастер должен был иметь неустанный присмотр за учеником в течение всего срока обучения, так, чтобы по его истечении, Василий Иванов мог «сам по себе», самостоятельно работать по финифти.

Яков Иванов Шапошников подписал документ собственноручно, был грамотным. 14 июня 1813 г. рассмотренное «договорное письмо» было представлено в Ростове, у маклерских дел. В маклерскую книгу «подлинником» договор, под №145, записал маклер Николай Носов.

1 мая следующего, 1814 г. подобный договор был заключен между мещанином Яковом Ивановым Шапошниковым и ростовским купеческим сыном Иваном Евдокимовым Хорошавиным. Текст документа изложен от имени последнего. Хорошавин «по благо рассуждению своему» отдал своего родного сына Ивана Иванова мастеру Шапошникову для обучения финифтяному мастерству. Срок обучения составлял уже пять лет, начиная с момента подписания договора. При этом, Хорошавин обязался заплатить за обучение сына 100 рублей. Выплата данной суммы была разбита на несколько сроков: 25 рублей при заключении договора; 25 рублей – к 1 марта 1815 г.; последние 50 рублей – к моменту окончания обучения. Ученику предписывалось быть у мастера в послушании и повиновении. Аналогично предыдущему договору, Шапошников, дал обязательство показать ученику составы красок и работу по финифти таким образом, чтобы у ученика на пробах выходило точно так, как у него самого. Неустанно присматривать за учеником в течение всего срока обучения. Чтобы по окончании обучения ученик мог «сам по себе», самостоятельно работать по финифти.

Стороны договорились соблюдать заключенный договор «свято и нерушимо». Подписали его собственноручно, были грамотными. 13 мая 1814 г. рассмотренный договор был «явлен» в Ростове, у маклерских дел. В маклерскую книгу «подлинником» договор, под №99, записал маклер Николай Носов. В самой маклерской книге под текстом наличествуют подписи Ивана Хорошавина и Якова Шапошникова.

Имя мастера Я.И. Шапошникова отложилось и в других контрактах. Тогда же, 1 мая 1814 г. Шапошников заключил договор с дьячком храма архангела Михаила города Ростова Александром Федоровым. Текст документа изложен от имени Шапошникова. Мастер обязался в течение двух лет производить для Федорова, трудясь в своем собственном доме, из своего собственного материала «финифтяные штуки», без оправы, «самой лучшей работы». При заключении договора стороны заранее обсудили размеры упомянутых «финифтяных штук» и цену. А при его подписании Шапошников получил от Федорова задаток в сумме 500 рублей, чтобы непременно их отработать. Кроме того, мастер дал дьячку обязательство не вступать в течение двухлетнего срока действия договора ни в какие другие подряды по изготовлению финифти. Если же такие предложения Шапошникову поступали, он должен был переуступать их Федорову. При нарушении данного раздела договора, если Федоров узнавал от посторонних людей или «даже по слухам», что мастер работал еще на кого-то, Шапошников возвращал ему всю сумму, которую получил заранее, то есть 500 рублей, не считая других израсходованных денег.

Ниже в тексте присутствует традиционная формулировка о том, что стороны договорились соблюдать заключенный договор «свято и нерушимо». Подписали его собственноручно, были грамотными. 13 мая 1814 г. рассмотренный договор был «явлен» в Ростове, у маклерских дел. В маклерскую книгу «подлинником» договор, под №106, записал маклер Николай Носов. Также, в самой маклерской книге под текстом наличествуют подписи Якова Шапошникова и Александра Федорова.

В маклерских книгах отложились договоры, связанные с другим мастером – Дмитрием Михайловым Гладковым (Глатковым). Фамилия в текстах написана, как «Глатков» и как «Гладков».

Так 1 февраля 1811 г. ростовские посадские Дмитрий Михайлов Глатков и Гаврило Андреев Гвоздарев заключили между собой следующее условие. Гладков обязался написать для Гвоздарева 2000 финифтяных образков «средней руки» или размера и «разных сортов», видов в течение упомянутого года. За проделанную работу полагалась плата в 200 рублей. В задаток, при подписании договора, Гладков получил 70 рублей. Выплата остальных денег предполагалась при завершении качественной работы.

24 марта 1811 г. рассмотренный договор Гаврило Андреев Гвоздарев представил в Ростове, у маклерских дел. В маклерскую книгу, «подлинником», договор, под №117, записал маклер Иван Иконников. Текст договора, как значится в приписке маклера, был написан на 50 копеечном листе. Поэтому со сторон были взяты 50 копеек для отсылки в казну. В самой маклерской книге под текстом наличествует более темными чернилами подпись Гаврилы Андреева Гвоздарева, у которого на руках хранился подлинник.

В июне 1814 г. ростовский посадский Дмитрий Михайлов Гладков заключил договор с ростовским же посадским Михаилом Алексеевым Серебренниковым. Текст документа изложен от имени последнего. Гладков взялся «сработать» для Серебренникова, из собственного материала 2000 штук финифтяных образков, ценой по 140 рублей за каждую тысячу. Или за всю заботу: 280 рублей. Кроме того, мастер должен был сделать еще 2000 образков меньшего размера, по 100 рублей за каждую тысячу, на 200 рублей. Причем, с разными именами святых.

Все вышеупомянутые образа Гладков обязался поставить Серебренникову к последним числам будущего 1815 г. а именно к 1 января. При подписании договора Серебренников выплатил Гладкову аванс в сумме 10 рублей ассигнациями. При нарушении поставки в указанные сроки Гладков выплачивал Серебренникову неустойку в размере половины суммы заказа.

Стороны подписали договор собственноручно, были грамотными. 20 июня 1814 г. рассмотренный договор был «явлен» в Ростове, у маклерских дел. В маклерскую книгу, «подлинником», договор, под №128, записал маклер Николай Носов. В самой маклерской книге под текстом наличествуют подписи сторон.

Таким образом, у ростовских мастеров финифти, подобно представителям других специальностей, наличествовала практика заключения письменных договоров и контрактов по разным проблемам: они брали учеников для обучения, работали по заказам и пр. Тексты договоров раскрывают определенный перечень условий, за нарушение которых следовали штрафные санкции, а также выплата аванса, ясные объемы и сроки поставок, место производства.

Литература и источники:

Федорова М.М. Ростовская финифть первой трети XIX века // История и культура Ростовской земли. Материалы научной конференции 1999. Ростов, 2000.с.190-197.

Фёдорова М.М. Ростовская икона на эмали XVIII-XIX вв. // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2002. Вып. XII. С. 309.

Федорова М.М. Ростовский иконописец на эмали Я.И. Шапошников // Искусство христианского мира. Вып. VII, М., 2003. С. 430-442.

Федорова М.М. Династия ростовских мастеров-эмальеров Шапошниковых в XIX в. // История и культура Ростовской земли. Материалы научной конференции 2005. Ростов, 2006. c. 512.

Федорова М.М. Ростовская иконопись на эмали XVIIIXIX вв.: дисс. … канд. культурологии: 24.00.01. Ярославль, 2009. 374 с.

РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3698. Л. 77.

РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3744. Л. 63 об.

РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3761. Л. 24-24 об., 26, 30 об.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...