четверг, 2 апреля 2020 г.

Контракт мастера Ивана Савостина на изготовление курантов в с. Вощажниково 1812 г.


Крестьянин села Угодичи А.Я. Артынов в своих воспоминаниях писал, что часовой мастер Дмитрий Иванов Савостин, устроил часы на колокольне Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, а потом - куранты в селениях Поречье-Рыбном и Вощажникове.
Контракт об устройстве часов на никитской колокольне в Поречье отложился в маклерской книге города Ростова, изложен от имени Дмитрия Савостина, датирован 23 марта 1806 г. В том же источнике, а именно в маклерской книге города Ростова, 22 марта 1808 г. отложился контракт, касающийся устройства часов на колокольне Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Контракт заключили часовых дел мастера Дмитрий Васильев Савостин, его сын Иван Дмитриев и архимандрит упомянутого монастыря Апполинарий. Таким образом, воспоминания А.Я. Артынова по курантам Поречья и Яковлевского монастыря подтвердились архивными, нотариально составленными документами. По упомянутым курантам написаны и опубликованы статьи.
В работе А.А. Титова «Ростовский уезд…» отмечается, что в селе Вощажниково, на трехъярусной колокольне каменной пятиглавой церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы помещены боевые часы, купленные в 1800 г. Как мы увидим ниже, дата, указанная Андреем Александровичем весьма приблизительна.
Контракт на устройство курантов в селе Вощажниково отложился в маклерской книге Ростова 1812 г. Его заключили 26 апреля мещанин города Алексина Иван Дмитриев Савостин и вотчины Его Сиятельства, малолетнего графа Дмитрия Николаевича Шереметева, села Вощажникова приказчик Федор Нестеров Карещенков, крестьяне Андрей Алексеев Смирнов, Григорий Васильев Жуков, со всем крестьянским обществом.
Размеры корпуса или «стана» часов в тексте не упомянуты, однако сказано, что размер их будет зависеть от положения места на колокольне. В характеристике механизма указывается, что мастер должен включить в него 15 медных колец, петли стальные, с ходом (цепями) до первого этажа колокольни. Заводить часы, по требованию заказчиков, предполагалось один раз в неделю. Четвертной вал - медный и листовое железо на четыре круглых циферблата. Стрелки часовые и минутные мастер должен был вырезать из белого железа с последующей позолотой червонным листовым золотом. Подчеркивается, что все важные медные и железные детали механизма, как и кузнечная работа, должны производиться на собственный счет и материалов мастера.
Ниже в тексте договора прямо говорится, что куранты должны быть созданы точно такие, как в селе Поречье, «с лучшим еще превосходством». Бой курантов, также как и в Поречье-Рыбном, требовалось сделать на каждые четверть часа и минуту, в 12 колоколов.
Деревянные и плотничьи работы, «медные» колокола и чугунные гири делались за счет общества - Смирнова и Жукова «со товарищи». По изготовлению механизма курантов Савостин был обязан настроить их «со всей верностью хода» и представить заказчикам. В свою очередь, приказчик Карещенков с крестьянами должны были заблаговременно выбрать со своей стороны человека, которого мастеру нужно было, в течение года, обучить, как разбирать и собирать, заводить и чистить часовой механизм.
После установки курантов на колокольню Иван Савостин должен был прожить в селе Вощажниково два месяца, наблюдая за работой механизма. При неисправности часов все издержки относились на его счет. В таком случае он должен был вернуть все полученные от заказчиков деньги.
За создание курантов в селе Вощажниково мастер Иван Савостин договорился получить с заказчиков - приказчика и крестьян, сумму в 2000 рублей. Здесь в тексте вновь упомянуто Поречье-Рыбное. Такая крупная сумма непременно выплачивалась мастеру, но через год, как доказательство, что куранты он создаст лучше, «с превосходством», сделанных в селе Поречье. В течение упомянутого года, все повреждения часового механизма мастер должен был исправлять за свой счет.
При заключении контракта Иван Совостин получил от заказчиков задаток, в сумме 700 рублей, в получении которых он расписался на обороте документа. Последующие денежные выплаты мастеру полагались в процессе его деятельности. С момента начала работ над курантами Совостин с его рабочими получал за счет заказчиков приличную квартиру и дрова для ее отопления, а также пустой амбар для кузнечных дел.
В заключении, стороны договорились соблюдать договор свято и нерушимо. Под текстом документа, более черными чернилами написано, что контракт собственноручно подписал, с указанием сословия и города, мастер Иван Савостин. То есть, в отличие от своего отца, он был грамотным.
Таким образом, все упоминаемые А.Я. Артыновым сведения о создании Савостиными курантов в Спасо-Яковлевском монастыре, селах Поречье-Рыбном и Вощажникове подтвердились, за исключением некоторых деталей, нотариально составленными документами, контрактами, отложившимися в маклерских книгах Ростова. Тексты всех трех контрактов на устройство курантов сходны по своей форме и содержанию. В ряде случаев, в них есть упоминания о предшествующей, успешно сделанной работе в качестве хорошего примера.
Отметим, что куранты на известной своей высотой никитской колокольне села Поречье в 1806 г. создал Дмитрий Васильевич Савостин. В Спасо-Яковлевском монастыре в 1808 г. он созидал их вместе с сыном Иваном. А вот в селе Вощажниково в 1812 г. куранты пришлось делать его сыну Ивану Дмитриевичу, поскольку сам Д.В. Савостин 22 июля 1809 г. скончался. Все Савостины, осевшие Ростове, похоронены в упомянутом монастыре.
Циферблаты курантов хорошо видны на колокольне церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы, на фотографиях села Вощажниково начала XX в. Куранты не сохранились.
Литература и источники:
Морозов А.Г. Куранты села Поречья-РыбногоРостовского уезда // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, социологии, теологии, образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославль, 2013. С. 70-73.
А.Е. Виденеева, А.Г. Морозов. Часовых дел мастера Дмитрий и Иван Савостины и колокольные часы Спасо-Яковлевского монастыря начала XIX века // Колокола и колокольчики: альманах / гл. ред. Н.С. Каровская, С.А. Старостенков. Вып. 2. Ростов, 2018. С. 101-112.
Воспоминания крестьянина села Угодичи Ярославской губернии Ростовского уезда Александра Артынова / Предисл. А.А. Титова. М., 1882. С. 21–22.
Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание. М., 1885. С. 515.
РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д. 3718. Л. 70 об. – 71.



Автор фото: Алексей Кротов, 16 октября 2018.

Автор фото: Юрий Верещагин, 26 марта 2016.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...