вторник, 6 января 2015 г.

Урочище «Марья Святая». Древняя Русь. Тезисы 2009 года.

В России издается замечательный журнал, посвященный истории и культуре Древней Руси — «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». Журнал замечателен не только своими материалами, но и тем, что все они полностью выкладываются с сеть Интернет и, таким образом, становятся доступны не только историкам и археологам, но и широкому кругу читателей.
Есть одно небольшое неудобство. Тезисы участников международной конференции, которая проводится один раз в два года, вывешиваются одним общим файлом.
Мы с А.В. Киселевым участвовали с совместным докладом в V международной научной конференции «Комплексный подход в изучении истории Древней Руси». Москва, 29 сентября – 2 октября 2009 г.
Тезисы доклада опубликованы на сайте журнала, здесь.
В этом докладе мы впервые доказали, что встреча союзных войск перед битвой на Липице в 1216 г. произошла в урочище «Марья Святая» у современного с. Филимоново, а не на Сарском городище. После выхода этих тезисов, версия о встрече на Сарском городище перешла в разряд историографических заблуждений.
Далее привожу полный текст тезисов, а также некоторые из иллюстраций, подготовленных мною тогда для доклада.


А.В. Киселев, А.Л. Каретников «Святая Марина/Мария Повести о битве на Липице. Междисциплинарное исследование и проблема локализации летописного пункта // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009, № 3(37) (тезисы докладов участников V международной научной конференции «Комплексный подход в изучении истории Древней Руси». Москва, 29 сентября – 2 октября 2009 г.). С. 49-50.
--
Повесть о битве на Липице (далее — Повесть), дошедшая до нас в составе Новгородской первой и четвертой летописей под 1216 г., содержит уникальные сведения по исторической географии. Среди них следующее: «И бышя на Городищи на рhцh Саррh у Святhй Марины априля 9 в Велик день, и ту приеха Констянтин князь с ростовци». Отметим, что данное сообщение является первым упоминанием о сельской церкви в Северо-Восточной Руси.
В 1885 г. ростовский краевед А. А. Титов описал урочище Гора св. Марии около с. Филимонова на р. Саре. Сведения Повести ему не были известны. По мнению Д. Н. Эдинга, проводившего раскопки и разведки в Ростовском уезде в 20-е годы XX в., летописный пункт можно соотнести с Сарским городищем близ Ростова или Горой св. Марии. Автор отдавал предпочтение второму варианту, поскольку предание «теснее связано с местностью». Однако археологических объектов на Горе св. Марии он не обнаружил.
Позднее историки и археологи Древней Руси (А. Н. Насонов, М. Н. Тихомиров, А. В. Успенская, М. В. Фехнер, Е. И. Горюнова) отождествляли летописную Святую Марину/ Марию с Сарским городищем. В 1974 г. А. Е. Леонтьев, изучавший Сарское городище, отметил, что локализация летописной Святой Марины/Марии с географической точки зрения наиболее вероятна в урочище у с. Филимонова. Однако «гора» не была им обнаружена. 


В 1990—1991 г. К. И. Комаров около с. Филимонова открыл курганную группу из 140 курганов и по указанию местного населения — средневековое селище. С данным местом жители окрестных селений связывали предание о церкви/монастыре Марья Святая*. В результате археологических работ, проведенных А. Е. Леонтьевым, курганный могильник был датирован концом XI—XII в., селище — XIV — началом XVI в. Кроме того, на селище был открыт позднесредневековый грунтовый могильник**.
Тем не менее в настоящее время в исследованиях, посвященных истории Северо-Восточной Руси, местом встречи союзных войск считается Сарское городище (Я. С. Лурье, И. В. Дубов, А. А. Астайкин, А. В. Зорин, Д. Шкрабо).
С 2003 г. бассейн р. Сары исследуется экспедицией ГМЗ «Ростовский Кремль». К настоящему времени сплошное этнографическое обследование территории (ок. 10x15 км, 30 населенных пунктов) практически завершено (руководитель проекта А. В. Киселев). В ходе полевых исследований выявлено почитание локуса «Марья Святая», которое представляет собой комплекс различных по содержанию, но взаимосвязанных между собой компонентов (фольклорные тексты, обряды, поверья)***. В ходе археологических разведок, проводившихся в 2006 и 2008 г. И. В. Купцовым и А. Л. Каретниковым в урочище «Марья Святая» на р. Саре, были получены новые данные о памятниках археологии. Обнаруженные материалы позволяют вернуться к проблеме локализации летописного пункта.
«И бышя на на рhцh Саррh ». Основным аргументом против соотнесения Сарского городища с пунктом встречи союзников является его местоположение — р. Гда (так называется нижнее течение реки Сары в источниках XVI—XIX в.). Река Гда образуется при слиянии рек Сары и Печегды у пос. Петровска. Название «Сара» распространилось на нижнее течение реки только с XIX в.

«И бышя на Городищи». В настоящее время в бассейне р. Сары известно три городища: у с. Рославлева, с. Филимонова («Марья Святая») и д. Никитина. Городище у с. Филимонова, по-видимому, дьякова типа сильно пострадало за время существования селища. Тем не менее его следы довольно четко выделяются на поверхности.
«И бышя у Святhй Марины». Аналогии данному посвящению церкви на территории Руси не обнаружены, что говорит о его уникальности. Непостоянство формы названия — известное явление в топонимии (например, Марьина/Маринина слободка, Марьин/Маринин плес). В ходе археологических работ 2006 и 2008 г. на «горе» были обнаружены надгробная белокаменная плита (первая половина XVI в.), фрагменты других подобных плит и на склоне коренного берега новое селище, которое по найденной керамике уверенно датируется началом XIII в.****
Таким образом, приведенные сведения являются дополнительными доказательствами в пользу соотнесения летописного места «Городище на рhцh Саррh у Святhй Марины» с урочищем Марья Святая у с. Филимонова.

[Примечания:]
*Наиболее раннее упоминание о данном урочище относится к 1837 г.: «местоположение [с. Филимоново] живописное, большие горы, на утесах которых стоял некогда монастырь, что доказывается оставшимися с надписями большими камнями» (Государственный архив Ярославской области. Ф. 230. Оп. 1. Д. 13433. Л. 3 об.).
**Леонтьев А. Е. «Гора святой Марии» // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1994. Вып. 7. С. 218—229.
***Киселев А. В. Почитаемое место «Марья Святая» в окрестностях с. Филимонова Ростовского района // История и культура Ростовской земли 2003. Ростов, 2004. С. 308—325.
****Авторы выражают благодарность Е. К. Кадиевой за консультацию.
--
урочище «Марья Святая» — особая географическая точка на карте Ростовской земли, Ярославской области, России. Это совершенно особый уголок нашего исторического прошлого, выраженный в природном и культурном наследии: замечательный ландшафт — древний высокий берег р. Сары, поросший смешанным лесом со значительным включением дуба и клена; целый перечень памятников археологии разных типов и эпох, среди которых выделяется место погоста XIII-XVI вв., на котором находилась церковь во имя Марии Египетской; обширный курганный могильник XII в. из почти 200 курганов (самый крупный в Ярославской области). Кроме того, в лесу прекрасно сохранились древние дороги, межевые ямы и рвы. Особо стоит отметить почитаемый источник — «колодчик «Марьи Святой», с которым связано множество преданий и рассказов. Но самое примечательное то, что эта местнось попала в летописи уже в 1216 г. в связи с событиями междукняжеской борьбы. Апреля 9, в Пасху здесь встретилось объединенное войско князя Мстислава, состоявшее из новгородцев, смолян, псковичей с ростовцами, которых вел ростовский князь Константин. Вот как эти события описаны в Повести о битве на Липице:

«И ту и отрядиста Всеволода с дружиною, и послашя къ Констянтину, а сами поидоша по Волзѣ вниз, и ту пометашя возы, а на кони полѣзошя и поедоша к Переяславлю воюючи. И бышя на Городищи на рѣцѣ Саррѣ у Святѣй Марины априля 9 в Велик день, и ту приеха Констянтин князь с ростовци. И възрадовашася видѣвшеся, и крестъ цѣловашя, и отрядиша Володимера Псковского с дружиною в Ростов, а сами, пришедше с полки, сташя противу Переяславлю в Фомину неделю»

Подробнее:

Список моих публикаций об урочище «Марья Святая» в блоге
"Ростовская земля. История и культура" (http://rostland.blogspot.ru) (2011-2014 гг.)

1. Грабители с металлодетекторами уничтожают историю Ростовской земли
2. "Марья Святая"
3. НЕКРОЛОГ
4. "Марья Святая". Археологический туризм.
5. "Марья Святая" в октябре
6. Марья Святая в ноябре
7. Разграблено ещё три кургана на горе Святой Марии. Уничтожение археологического наследия продолжается...
8. Подвеска
9. Обращение
10. «Марья Святая» в июне
11. Новые грабительские разрытия в урочище «Марья Святая»
12. Очередные грабительские разрытия на памятниках археологии в урочище «Марья Святая»
13. «Марья святая», 28 июля
14. «Марья святая» в день 130-летия Ростовского музея
15. «Марья Святая» 7 января
16. «Марья Святая» в июне
17. Урочище «Марья Святая» в августе. Экскурсия.
18.Экскурсия по памятникам археологии Ростовской земли
19. Урочище «Марья Святая» в «Новом и полном географическом словаре Российского государства... М., 1789»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...