|
Церковь Иоанна Богослова. Фото С.М. Прокудина - Горского, 1911 г.
|
Сегодня память преподобного Авраамия
Ростовского. Рассмотрим такую тему — как святой был паломником. В дорогу он
отправился не от неясного желания, а по твердой необходимости «улучить
желаемое», тем и интересен. Как вы помните, Авраамий не справился с идолом, и
таинственный греческий старец пообещал, что в Царьграде в доме Иоанна Богослова
он получит помощь в преодолении чужого заблуждения.
Где Ростов и где Царьград? Надеюсь
вы помните, что это Константинополь, а это современный Стамбул. Авраамий
немедля собрался в путь, услышав, что «Господь сократит свой путь». Он прошел
вдоль Желябовской улицы, свернул на Мостовую. Такой улицы сейчас нет, но ее
остатки еще прячутся вдоль озера. Посетив с молитвой кафедральный собор
Успения, он пошел дальше.
Вдоль Московского шоссе идет
тропинка, наверное, это старый тротуар. Вдоль большого шоссе можно пройти
пешком и свернуть под мостом в сторону деревянного храма на Ишне. Раньше, как
пишут источники, через реку был перевоз. Как видим, Авраамий был упрям и легок
на подъем. Возможно, его ошибка была в том, что с язычеством он попытался
бороться насилием, как и все мы. Он не учел, что собственный пример является
самым действенным средством.
Чтобы понять это он отправился в
паломничество, и чтобы понять это Царьград не нужен. Прейдя через реку,
Авраамий встретил старца, благообразного и лысоватого. Он вручил страннику
тонкую камышовую трость, каких во множестве росло по берегу. Обратим внимание
на трость. Что это было? Жезл с крестом, как это мы привыкли видеть?
Изображения чудотворного посоха-жезла с крестом наверху известны с первых
изображений XVII века.
На мой взгляд, это слишком простой
символ, хотя доступный пониманию. Пришел, значит, палочкой с крестом сокрушил
идола Велеса, победил, бесовскую силу и был таков. Или это была трость, которой
Иоанн Богослов измерил Небесный жертвенник? В Апокалипсисе сказано: «И дана мне
трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и
поклоняющихся в нем… Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города
и ворот его и стены его. (Откр 11, 1; 21, 15)».
Мне больше всего нравится версия,
высказанная давно-давно ростовской исследовательницей фресок Татьяной Львовной
Никитиной. В библейской истории есть трость, данная воинами поруганному
Спасителю: «Надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему
на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени,
насмехались над Ним (Мф 27, 29-30)». По наблюдениям Татьяны Львовны на фресках
Страстного цикла русские художники изобразили в этой сцене камышовую трость,
такую с метелкой наверху.
Итак, Иоанн Богослов сказал
Авраамию: "Иди, старче, возьми сию мою трость, и возвратись, и приступи к
идолу Велесу, и избоди его тростью сею во имя Иоанна Богослова, и будет ти в
прах окаянный". И абие невидим бысть. И позна блаженный, яко той бе сам
Иоанн Богослов, страхом и радостию одержим, возвратися вспять».
Дальнейшее вы уже знаете. Однако
удар камышовой тростью не равен удару лома или копья. Это хороший пример, в том
числе и для нас с вами. Мы часто боремся с бесовщиной, забывая, что «сила Божия
в немощи совершается (2 Кор 12, 9)». Чтобы изгнать беса, надо привлечь человека
на свою сторону, а это — иначе не сделаешь как с редкой для нас кротостью. За
ней и отправился Авраамий в паломничество и обрел ее на берегу Ишни. У него,
кстати сказать, в жизни было еще немало испытаний.
Вы скажете, что житие Авраамия
Ростовского, это литературная мистификация конца XV века. Я соглашусь, я
слишком много времени провел, корпя над рукописями и летописями. Я соглашаюсь с
мнением Е.Е. Голубинского, что Авраамий жил в конце XIV века и действительно
был в Царьграде. Однако мне близок образ монаха-странника, обретшего свою
святыню на берегах Ишни. Благодаря этой легенде возник прекрасный деревянный
храм, а мы имеем возможность пройти, хоть сегодня, путем Авраамия-паломника и
также как он, обрести озарение Духа Святого.
Свящ. Александр Парфенов