Страницы

Страницы

понедельник, 7 сентября 2020 г.

Записки о. Александра Парфенова. Зарядка для мозгов


Русское богослужение. Это начало разговора. За последние сто лет богослужение изменилось. Это незаметно, но попробуем разобраться. После революции люди стали совсем другими. Произошло «расцеркволение» и, кстати, сказать, «воцерковления» о котором так много говорили большевики, не случилось. Храм остается чужим даже для приходящих в него десятки лет.
1. До революции исповедь не проводилась во время литургии. Рудимент этого сохранился в наши дни в том, что исповедь проводят на разношке посреди храма. Я считаю, что это неприлично. В старину для это был клирос. В наши дни необходимо специализированное помещение. Сами знаете, католики давно дошли до этого. Мы можем сделать лучше.
2. По-христиански, крестильни всегда были отдельным помещением. В старину на Руси это было затратно, отдельных помещений не было, потому что холодно, но не было необходимости крестить взрослых. Модные сейчас крестильные храмы я считаю, что лишняя трата денег, но изолированное, уютное помещение необходимо.
3. В советское время свечи совсем оторвались от богослужения. Они стали нано-богослужением тысячи мирян, приходящих в храм. Известно, что в проклятом греческом мире свечи в храме не ставят. У нас же, парафиновые свечи погубили и еще немало погубят древних икон и фресок. Вывод, для этого нового обряда необходимо отдельное помещение, вроде двора-нартекса. На Руси такого помещения не было, так как холодно и не было нужды. Уровень воцерковленности и сознательности был намного выше.
4. Не могу судить как было сто лет назад, но точно, что русская литургия (я имею ввиду богослужение вообще) отличается от греческой, что после таинства греки пьют кофе со сладостями, у нас же начинаются молебны и панихиды. Кажется, что для всего этого как раз место в нартексе. Вот так.
5. В XIX веке утреня служилась, как и положено с утра. Смещение утрени на вечер, это придумка последнего столетия. Одно из причин этого является то, что требы: отпевания, молебны и крестины заняли в русской церкви большее значение нежели сама литургия. Изменить это нельзя, но проектировать храмы как будто ничего не случилось, это большая ошибка.
6. Сохранились до сих пор свечные ящики старой поры. Это внушительная мебель. Тем не менее, стеклянных шкафов и прочих сооружений в церкви сто лет назад не было, вы сами понимаете. Алтарь намного уступает им в плане внимания «захожан», да и поистине, не играет уже той роли.
7. В советское время алтарь окончательно превратился в уютное место для задушевных разговоров. Это как раз не тот случай, когда двое или трое собрались во имя Мое (Мф 18, 20). Там за высоким и плотным иконостасом нет до этого никакого дела. Иконостас, это дорогое затратное дело, однако, чему он учит? Мы не в XV-XVI веке живем. Гораздо полезнее оставить невысокую, в один ряд ограду с иконами. Батюшку будет и видно, и слышно, и молитва начнется, наконец.
8. Любая добрая инициатива идет сверху.
На мой взгляд проектирование храмов сейчас идет по принципу воскресной школы: "Дети, нарисуйте храм!"
Архитекторы не вникают, батюшки не вникают. Кто-то должен же заняться этим.Начинать с технического задания. Что мы хотим, что нам нужно в храме? Нам много чего нужно.
Алтарь, ризница, сокровищница, пономарка.
Клирос, расположенный так, чтобы его слышали.
Храм должен быть чистым и ясным. Учитывая, что люди стоят у стенки, сделать храм узким, вытянутым с севера на юг, как это было в Ярославле в XVII веке.
Отдельно: Крестильня, свечной ящик, продажа литературы и библиотека. Отдельно место для икон, чтоб свечи ставить.
Склад, трапезная, туалет, место для уборщиц, еще одно-два помещения, для отдыха священства, например.
А как насчет социальной комнаты? Странников положить, ненужные вещи?
                                                                                                                                     о. Александр Парфенов

Комментариев нет:

Отправить комментарий