Страницы

Страницы

вторник, 10 ноября 2020 г.

Записки свящ. Александра Парфенова. Авраамий - паломник

Церковь Иоанна Богослова. Фото С.М. Прокудина - Горского, 1911 г.


Сегодня память преподобного Авраамия Ростовского. Рассмотрим такую тему — как святой был паломником. В дорогу он отправился не от неясного желания, а по твердой необходимости «улучить желаемое», тем и интересен. Как вы помните, Авраамий не справился с идолом, и таинственный греческий старец пообещал, что в Царьграде в доме Иоанна Богослова он получит помощь в преодолении чужого заблуждения.

Где Ростов и где Царьград? Надеюсь вы помните, что это Константинополь, а это современный Стамбул. Авраамий немедля собрался в путь, услышав, что «Господь сократит свой путь». Он прошел вдоль Желябовской улицы, свернул на Мостовую. Такой улицы сейчас нет, но ее остатки еще прячутся вдоль озера. Посетив с молитвой кафедральный собор Успения, он пошел дальше.

Вдоль Московского шоссе идет тропинка, наверное, это старый тротуар. Вдоль большого шоссе можно пройти пешком и свернуть под мостом в сторону деревянного храма на Ишне. Раньше, как пишут источники, через реку был перевоз. Как видим, Авраамий был упрям и легок на подъем. Возможно, его ошибка была в том, что с язычеством он попытался бороться насилием, как и все мы. Он не учел, что собственный пример является самым действенным средством.

Чтобы понять это он отправился в паломничество, и чтобы понять это Царьград не нужен. Прейдя через реку, Авраамий встретил старца, благообразного и лысоватого. Он вручил страннику тонкую камышовую трость, каких во множестве росло по берегу. Обратим внимание на трость. Что это было? Жезл с крестом, как это мы привыкли видеть? Изображения чудотворного посоха-жезла с крестом наверху известны с первых изображений XVII века.

На мой взгляд, это слишком простой символ, хотя доступный пониманию. Пришел, значит, палочкой с крестом сокрушил идола Велеса, победил, бесовскую силу и был таков. Или это была трость, которой Иоанн Богослов измерил Небесный жертвенник? В Апокалипсисе сказано: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем… Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. (Откр 11, 1; 21, 15)».

Мне больше всего нравится версия, высказанная давно-давно ростовской исследовательницей фресок Татьяной Львовной Никитиной. В библейской истории есть трость, данная воинами поруганному Спасителю: «Надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним (Мф 27, 29-30)». По наблюдениям Татьяны Львовны на фресках Страстного цикла русские художники изобразили в этой сцене камышовую трость, такую с метелкой наверху.

Итак, Иоанн Богослов сказал Авраамию: "Иди, старче, возьми сию мою трость, и возвратись, и приступи к идолу Велесу, и избоди его тростью сею во имя Иоанна Богослова, и будет ти в прах окаянный". И абие невидим бысть. И позна блаженный, яко той бе сам Иоанн Богослов, страхом и радостию одержим, возвратися вспять».

Дальнейшее вы уже знаете. Однако удар камышовой тростью не равен удару лома или копья. Это хороший пример, в том числе и для нас с вами. Мы часто боремся с бесовщиной, забывая, что «сила Божия в немощи совершается (2 Кор 12, 9)». Чтобы изгнать беса, надо привлечь человека на свою сторону, а это — иначе не сделаешь как с редкой для нас кротостью. За ней и отправился Авраамий в паломничество и обрел ее на берегу Ишни. У него, кстати сказать, в жизни было еще немало испытаний.

Вы скажете, что житие Авраамия Ростовского, это литературная мистификация конца XV века. Я соглашусь, я слишком много времени провел, корпя над рукописями и летописями. Я соглашаюсь с мнением Е.Е. Голубинского, что Авраамий жил в конце XIV века и действительно был в Царьграде. Однако мне близок образ монаха-странника, обретшего свою святыню на берегах Ишни. Благодаря этой легенде возник прекрасный деревянный храм, а мы имеем возможность пройти, хоть сегодня, путем Авраамия-паломника и также как он, обрести озарение Духа Святого.

Свящ. Александр Парфенов

Комментариев нет:

Отправить комментарий